УДАРЕНИЕ

ЗВУКИ И БУКВЫ. СЛОГ. УДАРЕНИЕ

УРОКИ 23 – 26 УДАРЕНИЕ

123

Прочитай.

Я мою сегодня на кухне посуду –

Я маме хорошим помощником буду!

Сейчас сполосну я горячей водой

Тарелку с красивой каймой золотой,

С каймой и большими цветами по краю,

Которая нравится маме – я знаю.

Алексей Стариков

– Выпиши слова, в которых три слога. Какой слог в каждом слове произносится с большей силой голоса?

Запомни!

Один слог в слове произносится сильнее: вода, дома, ве́сна, хоро́ший. Это ударный слог. Остальные слоги

безударные.

Знак ударения ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный: то́рты, арбу́з.

124

Прочитай.

Сады

Кошка

Хорошо

Весна

Песня

Барабан

Одежда

Ложка

Берега

– Почему слова записаны в три столбика? На какой слог падает ударение? Спиши слова, обозначая ударение.

Говори правильно:

Одевать (кого-то во что-то): одеть ребенка, одеть куклу;

надевать (что-то на кого-то): надеть пальто, надеть шапку, надеть варежки.

125

Рассмотри рисунки.

 УДАРЕНИЕ

– Допиши нужные слова, отвечая на вопросы в скобках:

Надевать (что?) … , … .

Одевать (кого?) … .

 УДАРЕНИЕ

126

Прочитай.

Мама песню напевала,

Одевала дочку,

Одевала – надевала

Белую сорочку.

Белая сорочка –

Тоненькая строчка.

Елена Благинина

– Найди в стихотворении слова из четырех слогов. Запиши их, разделяя на слоги, поставь знак ударения.

127

Запомни, как следует произносить эти слова. Устно составь с ними три-четыре предложения.

Украина, украинец, украинка, украинский.

128

Прочитай. Почему так говорят? Спиши предложения.

 УДАРЕНИЕ

– В каких словах не обозначено ударение? Почему?

Запомни!

Знак ударения не ставится, если в слове один слог: год, дом, лес.

129

Прочитай пословицы. Как ты понимаешь их смысл?

1. Одежда лучше новая, а друг – старый.

2. Не одежда красит человека, а добрые дела.

3. Встречают по одежке, а провожают по уму.

– Спиши, обозначь ударение в словах. Подчеркни слово, в котором знак ударения не ставится

130

Прочитай.

Скорей, сестра, на рыб взгляни.

Попались на крючок они!

В ведерко руку окуни,

Не бойся, это окуни!

Яков Козловский

– Спиши последнее предложение. Обозначь ударение в двух одинаково написанных словах.

С соседом по парте составь диалог – разговор брата и сестры. Включите в него слова о́куни и окуни.

131

Рассмотри рисунки и прочитай слова.

 УДАРЕНИЕ

– Подбери подпись к каждому рисунку. Какие слова пишутся одинаково? Запиши их парами. Чем отличаются слова в паре? Что изменяет смысл слов в каждой паре?

Запомни!

От места ударения иногда зависит смысл слова.

133

Прочитай считалку.

1. Я – зверек,

И ты – зверек,

Я – мышонок,

Ты – хорек.

Ты – хитер,

А я – умен,

Кто умен,

Тот вышел вон!

Самуил Маршак

– Выпиши слова с буквой е. Какая буква в них обозначает ударный гласный? Допиши еще три слова с буквой е.

Запомни!

Буква е всегда стоит в ударном слоге. В словах с буквой е знак ударения не ставится.

134

Измени слова и запиши их по образцу. Безударные слоги подчеркни.

Образец. Дело – дела.

Поле, снег, город, окно, нога, ворона, книга.

 УДАРЕНИЕ

Составь предложения по рисункам.

 УДАРЕНИЕ

Шел, шла, шли

Бежал, бежала, бежали

Мчался, мчалась, мчались

Быстро

Медленно

Изо всех сил

135

Прочитай. Обрати внимание на ударение.

1. Начала, поняла, взяла, спала.

2. Начал, по́нял, взял, спал.

3. Начали, по́няли, взя́ли, спали.

– Составь и запиши три предложения со словами (по выбору). Поставь ударение в словах звонит, звонят.

136

Прочитай.

На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, ищет свою мать. Народ спрашивает у нее: “Какая же твоя мама?” А девочка сквозь слезы говорит: “Разве вы не знаете? Моя мама лучше всех”.

Лев Толстой

– Как девочка говорит о своей маме? Как ты думаешь, можно ли по словам малышки найти ее маму? Почему?

– Выпиши предложение, которым можно озаглавить рассказ, обозначь ударение в словах.

137

Прочитай.

Мама – первое слово, главное слово в каждой судьбе.

Мама жизнь подарила, мир подарила мне и тебе.

Юрий Энтин

Почему мама – главное слово в каждой судьбе? Найди ответ в стихотворении, запиши его.

138

Прочитай.

Я люблю смотреть, как мама улыбается. Лицо у нее круглое, а глаза ясные, синие. Волосы у мамы русые. Она заплетает их в косы.

По Альберту Лиханову

– С каким чувством автор пишет о маме?

139

Напиши рассказ о своей маме, отвечая на вопросы.

1. Какие у мамы глаза, волосы, улыбка?

2. Какие у нее руки? 3. Как ты ее называешь?

140

Напиши рассказ о своей бабушке (сестре, однокласснице), используя вопросы из упр. 139 как план.

141

Прочитай, правильно ставя ударения.

Затерялась у Маши туфелька. Девочка везде искала ее. Ни мама, ни бабушка туфлю не видели. На крылечке сидел щенок. Маша грустно посмотрела на него. Разве он скажет, где туфелька?

Тут Маша заглянула под крыльцо и увидела свою пропажу. Наконец-то туфля нашлась! Маша обрадовалась, обула свои туфельки и весело запрыгала по дорожке.

– Какие слова в тексте можно заменить словами исчезла, пропала? Какими из данных сочетаний слов можно дополнить рассказ: как сквозь землю провалился; много воды утекло; как в воду канул?

– Выпиши предложения с выделенными словами.

142

Рассмотри рисунки. Сравни содержание текста упр. 141 и рисунков. Чего нет в тексте, а художник нарисовал?

 УДАРЕНИЕ

143

Прочитай. Составь с этими сочетаниями слов рассказ по рисункам.

Озаглавь его

Подарил пару туфель; в новых туфлях; рада туфлям; утащил туфлю; играл с туфлей; искала туфлю; не видели туфлю; нашлась туфля.

 УДАРЕНИЕ

Выразительно прочитай стихотворные отрывки, правильно ставя ударение в выделенных словах.

1. Мы из школы номер восемь,

Там, где верба у крыльца.

Мы вам птицу преподносим,

Говорящего скворца.

2. Телефон опять звонит!

От него в ушах звенит!

Агния Барто

– Составь и запиши предложения с выделенными словами, обозначь в них ударение.

 УДАРЕНИЕ




УДАРЕНИЕ