I СЕМЕСТР
УРОК 4
Тема. Урок. Учебные вещи. Отдельные грамматические формы (без терминов): существительные I и II склонения в дательном и предложном падежах (к доске, в пенале, на парте). Закрепление произношения звука [ч’]. Скороговорка. Отработка четкости дикции
Цель: формировать умение правильно употреблять различные грамматические формы слов; обогащать словарный запас учащихся новыми словами; закрепить знания, полученные учащимися на предыдущих уроках; развивать логическое мышление; воспитывать аккуратность и самоконтроль.
Оборудование:
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Речевая разминка (работа с чистоговоркой)
1) Игра “Доскажи словечко”
Чо-чо-чо – у меня болит пле…
Ча-ча-ча – нужно вызвать нам вра…
Чу-чу-чу – нет, к врачу я не хо…
Че-чу-чо – лучше пусть болит пле…
2) Беседа
–
– Какой звук вы слышите в каждой строчке чистоговорки?
– Как произносится звук [ч’] в русском языке; звук [ч] в украинском языке?
III. Сообщение темы и задач урока
Учитель. Сегодня мы вспомним, какими учебными вещами пользуемся на уроках, выучим их названия на русском языке и будем составлять с этими словами предложения.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Работа со скороговоркой
Ученик учил уроки –
У него в чернилах щеки.
– Назовите слова, в которых есть звук [ч’].
– Произнесите скороговорку вслух несколько раз подряд.
2. Ознакомление с понятием “учебные вещи”
Беседа
– Как называются предметы, которые помогают нам в учебе? (Учебные вещи)
– Ребята, а что это у Кати Любознайкиной?
Загадка Кати Любознайкиной
Катя
Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель)
– Что это за дом? Какие жильцы живут в этом доме?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Портфель. Я портфель не простой, я – Мудрый Портфель. Знаю обо всей школьной жизни все-все. А вы, ребята, знаете? Отгадайте загадки.
– Должен каждый ученик
В школу брать с собой… (дневник).
– Рисовать решил я дом.
Открываю свой… (альбом).
– Рисовать умеет наш
Деревянный… (карандаш).
– В альбоме буду рисовать,
А для письма нужна… (тетрадь).
– Я рисовал, а тут Маринка!
Сотрет ненужный штрих… (резинка).
– Гриб, медведь, лиса, корзина –
Все слеплю из… (пластилина).
– За спиной огромный дом,
И пенал, и книжки в нем,
И тетради, и альбом.
Он, друзья, не самозванец,-
Родственник портфеля… (ранец).
– Не на поле, не на грядке –
Я пишу в твоей тетрадке.
Очень нужная всем штучка.
Догадались? Это… (ручка).
– Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга)
3. Физкультминутка (по выбору учителя)
4. Работа по содержанию сказки
1) Чтение сказки учителем
Жили-были двое мальчиков – Петя Чистяков и Сережа Грязнулькин. Они учились в 1 классе. Петя был очень старательным, аккуратным мальчиком, он всегда держал свои вещи в порядке. А Сережа часто забывал о том, что учебники нужно обернуть, а карандаши заточить, вырывал из тетрадей и учебников листы, ставил в них кляксы. Однажды на перемене, когда все дети завтракали в столовой, учебные вещи Сережи Грязнулькина решили убежать от своего хозяина к Пете Чистякову.
2) Беседа после слушания сказки
Учитель демонстрирует учащимся рисунки: а) аккуратные учебные вещи; б) грязные учебные вещи.
– Рассмотрите рисунки. Какие вещи принадлежат Пете Чистякову, а какие – Сереже Грязнулькину?
– Что думают вещи о своих хозяевах?
– Кто хочет быть похожим на Сережу? на Петю? Почему?
5. Работа по развитию речи. Составление предложений
– Назовите учебные вещи.
– Что куда надо класть?
Возможные ответы учащихся
Мы кладем в портфель учебники, пенал, тетради. В пенал мы кладем ручки, карандаши, резинку. Положили на парту тетрадь, учебник, пенал.
Акцент на грамматических формах слов: класть – кладет; положить – положил, положила.
V. Закрепление и осмысление изученного материала
1. Игра “Убери лишнее”
– К нам на урок прилетел Карлсон (кукла). Он тоже решил стать школьником, чтобы научиться читать и писать. В свой портфель он собрал все, что, на его взгляд, может понадобиться в школе, и просит вас проверить, правильно ли он приготовился к урокам. Назовите то, что лежит в портфеле.
Учитель достает из портфеля игрушку, баночку с вареньем, букварь, тетрадь, тортик, ручку, карандаш, коробку с печеньем.
– Что здесь лишнее? Почему?
– Давайте сложим в портфель Карлсона только то, что понадобится для учебы. Комментарий: учитель показывает предмет. Если эта вещь относится к учебным принадлежностям, то дети хлопают в ладоши, называют предмет, объясняют, для чего он нужен на уроке.
2. Анализ стихотворения С. Маршака Чтение стихотворения учителем
Это каждому известно:
Вещи надо класть на место.
Сами вещи не растут,
Сделать вещи – нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парту, доску, стол, окно,
Книжку, ручку береги:
Не ломай, не мни, не рви.
– Как вы относитесь к своим школьным вещам?
– Расскажите, для чего нужны школьные вещи.
VI. Итог урока
– Какие учебные вещи есть в вашем портфеле?
– Какие учебные вещи находятся в нашем классе?