II СЕМЕСТР
УРОК 51
Тема. Весна. Мамин праздник. Составление диалога по рисунку. Инсценировка “Поздравь маму”. Звуковой анализ слова цветы
Цель: учить учащихся определять признаки весны на основе стихотворений, картин, собственных наблюдений; развивать умение составлять тексты; воспитывать любовь к природе, чувства благодарности и любви к маме.
Оборудование: аудиозапись песни о маме; детские рисунки к празднику 8 Марта, “лучи” с изображением картинок (солнышко, цветок, ласточка и т. д.); иллюстрации к картине
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Слово учителя
– Посмотрите на картины. Каждое время года красиво по-своему. Многие считают весну самой красивой, потому что все вокруг оживает, мир наполняется пением птиц, цветут сады. Весну называют звонкой, веселой, волшебницей-певуньей. Звучит запись пения птиц (соловья, жаворонка).
2. Работа со стихотворением Л. Аграчева “Весна”
Весело аукнула
Из лесу весна,
Ей медведь откликнулся,
Проурчав
Поскакали зайки к ней,
Прилетел к ней грач;
Покатился ежик вслед,
Как колючий мяч.
Всполошилась белочка,
Глянув из дупла,-
Дождалась пушистая
Света и тепла!
Гордо приосанился
Просветлевший бор;
На ветвях коричневых
Грянул птичий хор.
– Как автор говорит о весне?
– Кто ей откликнулся?
– Какие еще звуки к ней пришли?
– Как вы думаете, почему? (Все с нетерпением ждут весну.)
3. Декламирование стихотворений о весне
– А теперь давайте вспомним, какие стихотворения мы выучили. (2-3 ученика рассказывают стихотворения наизусть.)
– Кто-нибудь знает другие стихотворения о весне? Расскажите!
III. Сообщение темы и задач урока
– Сегодня мы поговорим о маме, самом дорогом и любимом человеке. Ведь самый первый месяц весны приносит нам добрый и светлый праздник – 8 Марта. О маме сложено немало песен и стихотворений, пословиц и поговорок. С некоторыми из них мы познакомимся на уроке.
IV. Работа по теме урока
1. Сообщение учителя
– Март – первый весенний месяц. Весна – это тепло, голубое небо, ясное солнце. Весна – это первые цветы, зеленая травка. Это теплый дождик, веселые песни птиц. Это первый гром.
Весна – это мамин праздник. Самое главное для детей весной – это поздравить мам с праздником весны. Ребята готовят подарки: ласковую песню, добрые стихи, веселые игры и шутки, красочные открытки.
Мама! Самое понятное слово на земле. Оно звучит одинаково нежно на всех языках мира. У мамы самые нежные и ласковые руки, самое доброе и чуткое сердце, оно ни к чему не остается равнодушным. И сколько бы ни было человеку лет – 5 или 50 – ему всегда нужна мама.
– В народе говорят: “Материнское сердце – как летнее солнце”.
2. Работа со стихотворениями о маме
– О маме сложено множество стихотворений. Ей посвящены самые нежные песни.
От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим ее, как надежного друга,
За то, что у нас с нею все сообща.
За то, что когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
Н. Саконская
3. Слушание песни о маме
По выбору учителя: “Мамина песенка” М. Пляцковского, “Мы запели песенку” Л. Мироновой, “Песня о маме” М. Садовского.
4. Рассказы учащихся о своих мамах
– Расскажите о своей маме. (По желанию высказываются 2-3 человека.)
– Ребята, скажите, а какие поздравления вы приготовили своим мамам? (По желанию высказываются 2-3 человека.)
5. Инсценировка “поздравь маму”
6. Игра “Солнышко”
Комментарий: учащиеся подходят и заполняют “лучи” картинками: солнышко, цветочек, ласточка и т. д.
7. Составление связных высказываний (по сюжетному рисунку)
– Какой праздник приближается?
– Чей это праздник?
– Что делают папа с сыном?
– Что папа дарит маме?
– Что приготовил сын для мамы?
8. Игра “Сложи букет из весенних цветов”
На доске – иллюстрации с изображением весенних и осенних цветов.
9. Звуковой анализ слова цветы
[ц] – согласный, твердый
[в’] – согласный, мягкий
[и] – гласный, безударный
[т] – согласный, твердый
[ы] – гласный, ударный
– Повторите за мной: [цв’иты].
– А теперь – по звукам: [ц], [в’], [и], [т], [ы].
– Давайте вместе посчитаем, сколько звуков в этом слове. (Выстраивается звуковая модель.)
– Кто может составить предложение по схеме?
– Сколько слов в этом предложении?
– С какой буквы пишется первое слово в предложении? Что ставится в конце предложения?
V. Итог урока
– О ком мы говорили сегодня на уроке?
– Почему мама – самый родной человек в жизни каждого из нас?