Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Вопросительные местоимения

МОРФОЛОГИЯ

МЕСТОИМЕНИЕ

§40 Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Вопросительные местоимения

369

1. Назовите вопросы, на которые отвечают имена существительные, имена прилагательные, имена числительные. Названные вами вопросы – это вопросительные местоимения.

Вопросительные местоимения (кто, что, какой, каков, чей, который, сколько,) указывают на лиц. предметы, признаки, количество и служат для выражения вопроса.

Все вопросительные местоимения изменяются по падежам: кто – кому, какой – о каком. Местоимения

какой, чей, который изменяются по числам, родам и падежам, как прилагательные: какой, какая, какое, какие, о каком.

В предложении вопросительные местоимения выступают в роли подлежащего (Кто это?), дополнения (кто, что в косвенных падежах: О чем вы говорите?), определения (В какой театр мы сегодня идем?).

2. Запишите вопросы к существительным, прилагательным, числительным. К каждому вопросу подберите по 2 примера существительных, прилагательных, числительных.

Образец. Кто? – ребенок, кот.

Внимание!

Вопросительное

местоимение чей в косвенных падежах (чья, чье, чьи) и в форме женского рода пишется с разделительным ь: чьего, чьему, чьим, о чьем, чьей, чьих, чья.

370

Восстановите вопросы, поставив местоимение чей в нужную форму.

1. … это книга? 2. У… дома встречаемся? 3. … родителям звонил директор? 4. … пальто висит на вешалке? 5. В… дневнике нет подписи учителя? 6. … это велосипед привязан к скамейке? 7. … это сапоги стоят в коридоре?

Говорите правильно!

Местоимение кокой употребляется в тех случаях, когда нам необходимо получить информацию о признаке предмета: Какой костюм тебе нравится? В каком доме ты живешь? Какого вы мнения об этом кинофильме?

Местоимение который употребляется, когда нам необходимо получить информацию о порядке при счете: Который час?

371 Диалог

К данным ответным репликам подберите реплику-вопрос, используя вопросительные местоимения. Запишите восстановленный диалог.

1. -… ?

– Мне двенадцать лет.

2. -… ?

– Мой любимый цвет – красный.

3. -… ?

– Это мой телефон.

4. – … ?

– В школу я обычно добираюсь за 15 минут.

5. -… ?

– Я болею уже пятый день.

6. -…?

– Это папин компьютер.

Говорите правильно!

Во всех падежных формах местоимения сколько ударение падает на первый слог: скольких, скольким и т. д.

372

Поочередно задайте друг другу вопросы, используя вопросительное местоимение сколько в разных падежных формах. Следите за постановкой ударения

Относительные местоимения

373

1. Прочитайте теоретический материал об относительных местоимениях. Сопоставьте его с материалом о вопросительных местоимениях (см. упражнение 369). В чем заключается различие между этими разрядами местоимений?

Относительные местоимения те же, что и вопросительные: кто, что, какой, чей, каков, который, сколько.

Относительные местоимения употребляются для связи частей сложного предложения: Я не знал, кто звонил по телефону. Сергей встретил друга, с которым учился до пятого класса.

2. Грамматические признаки вопросительных и относительных местоимений совпадают. Используя теоретический материал о вопросительных местоимениях (см. упражнение 369), расскажите о грамматических признаках вопросительных и относительных местоимений.

Внимание!

Относительное местоимение в предложении сигнализирует о том. что присоединяемую им часть предложения надо выделить запятыми.

374

1. Спишите предложения, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Подчеркните относительные местоимения, которые соединяют части сложного предложения.

2. Найдите в предложениях все местоимения, укажите их разряд.

3. С помощью вопросов установите, какой частью речи являются слова во втором предложении.

1. Мы с Лелей стали так см..ят..ся что пов..лились на тр..ву (М. Зощенко ). 2. Это быта девочка с которой два года назад мы учились в одном классе (Ф. Искандер). 3. Я пон..мал что все это мне только кажет..ся (Ф. Искандер). 4. Я ведь не знал, что он разболтает (М. Москвина). 5. Кни..ки какие у меня были я все очень скоро переч..тал (А. Куприн).

4. Сделайте морфологический разбор выделенного слова.

375

Расставьте в незавершенных предложениях знаки препинания, подсказанные относительными местоимениями.

1. Я уточнил что…. 2. Экскурсовод уточнил сколько…. 3. Из программы “Новости” мы узнали кто… . 4. Мама спросила какие… . 5. Прохожий спросил который… . 6. Необходимо выяснить чья… . 7. Мне нетерпелось узнать с каким….

376

1. Завершите предложения упражнения

2. Используя вторую часть составленного вами предложения, сформулируйте вопросительные предложения. Запишите их по образцу. Укажите разряд местоимений.

3. В скобках укажите вид предложения по цели высказывания

отн. вопр.

Образец. Я уточнил что…. – Я уточнил, что нам запали по математике. (Пов.) – Что нам задали по математике? (Вопр.)

377 Диктант по памяти

1. Прочитайте текст. Определите его тип и стиль речи. Озаглавьте текст. Согласны ли вы с мнением автора?

2. Составьте пунктуационные схемы предложений.

3. Запишите диктуемый учителем по два предложения текст по памяти. Подчеркните местоимения, обозначьте изученные орфограммы.

Мне кажется, что сирень и рябина – сестры. Сирень – весенняя сестра. Рябина – осенняя. Весной за каждым забором цветет кипящий сиреневый куст. А плодов у сирени и нет никаких. Так, стручочки ржавенькие.

Рябина тоже весной цветет, но какие у нее цветы?.. Никто их не замечает. Зато уж осенью… За каждым забором рябиновые гроздья. Кисти сирени и гроздья рябины никогда не встречаются. Кто думает весной о рябине? Кто вспомнит осенью сирень?

Ю. Коваль

 Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Вопросительные местоимения

4. Над каждым местоимением укажите его разряд.

378

Завершите высказывание.

1. Вопросительные, неопределенные и отрицательные местоимения связаны тем

2. Вопросительные местоимения служат для… .

3. Относительные местоимения служат для… .

379 “Четвертый лишний”

1. Кто, какой, мой, чей.

2. Которого, тобой, кому, чьим.

380

Спишите предложения, расставляя знаки препинания при прямой речи. Повторно запишите предложения, заменяя прямую речь косвенной.

Образец. Петя предупредил: ” Завтра ожидается дождь”. – Петя предупредил, что завтра ожидается дождь.

1. Я сказал Сейчас везде затишье (И. Бунин). 2. Я подумал Он шутит (И. Бунин). 3. Пастух сказал Собаки что-то рыли в лесу (И. Бунин).

4. Он сказал в этих садах водятся дикие олени (К. Паустовский).




Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Вопросительные местоимения