ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА-ПОВЕСТВОВАНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ

Урок 15. ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА – ПОВЕСТВОВАНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ

Учимся подробно пересказывать текст-повествование с элементами рассуждения

88. Прочитай стихотворение. Вырази свое отношение к прочитанному.

Если брошу мусор я,

Если бросишь спичку ты,

Если все – и я, и ты

Не погасим вдруг костры, –

Загорится лес тогда

И погибнут все деревья,

Звери, птицы, муравьи.

Не останется на свете

Этой дивной красоты!

В. Орлов

Что еще может стать причиной пожара?

Запиши последние две строки

стихотворения по памяти.

89. Отгадай загадку.

Шипит и злится, воды боится.

С языком – а не лает, без зубов – а кусает.

90. Прочитай сказку. Определи типы речи, которые встречаются в тексте.

Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд. Он был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека:

– Слушай, человек, давай померимся силой.

Тот согласился. И начался бой. Человек заманил огонь к реке и прыгнул в воду.

Огонь

– за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:

– Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить. Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал им другом.

Но иногда он показывает свой характер. Начинает гулять пожарами по домам, улицам, полям, лесам. Почему же вспыхивают пожары?

Чаще всего причиной пожаров становится невнимательность и неосторожность людей, не́когда “приручивших” огонь. Пожар начинается из-за брошенной горящей спички, непогашенного костра в лесу. Опасно пользоваться и неисправными электрическими приборами, а также оставлять их работающими без присмотра. Недаром есть поговорка “С огнем не шутят”. И если небрежно1 обращаться с огнем, может случиться беда!

По Е. Ивановой

· Каковы тема и основная мысль сказки?

· Согласен ли ты, что огонь может быть другом и врагом человека? Почему?

Перечисли письменно причины пожаров.

1Небре́жно – з д с е с ь: невнимательно

 ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА ПОВЕСТВОВАНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ

91. При выборочном (укр. вибірковому) изложении требуется пересказать в соответствии с заданием не весь текст, а какую-то его часть, то есть отобрать материал, связанный с определенной темой, явлением, персонажем.

Найди в тексте упр. 90 и прочитай отрывок, в котором рассказывается, как огонь показывает свой характер. Перескажи эту часть сказки, соблюдая основные требования к устному высказыванию.

92. Проверь себя! А. Составь список главных слов урока. Б. Каковы особенности выборочного пересказа?

93. Прочитай текст. Выбери отрывок, в котором рассказывается, как благодаря сойкам в ельнике появляются дубки. Спиши эту часть, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, и подготовь ее пересказ. При подготовке следуй основным требованиям к устному высказыванию.

За рекой росли одни елки. Но йотом среди елок появились дубки. Еще совсем маленькие, всего три листика торчат из земли.

А дубы отсюда далеко растут. Но не могли же с ветром желуди прилететь? Очень они тяжелые. Значит, кто-то их здесь сажает.

А кто? Долго не мог я угадать.

Однажды осен(?)ю шел я с охоты, смотрю – мимо меня низко-низко прол..тела сойка.

Я спрятался за дер..во и стал за ней подглядывать. Сойка что-то спрятала под трухлявый пень и осмотрелась: не ув..дал ли кто? И потом пол..тела к р..ке.

Я подошел к пню, а между к..рнями в яме л..жат два желудя: сойка спрятала их на зиму.

Так вот откуда м..лодые ду(б, п)ки появились среди елок!

Сойка спрячет желудь, а потом забудет, где спрятала, он и прорастет.

Г. Снегирев




ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА-ПОВЕСТВОВАНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ РАССУЖДЕНИЯ