Зимние игры и забавы. Использование отдельных грамматических форм частиц (без использования терминов): не, разве, пусть, давай

II СЕМЕСТР

УРОК 38

Тема. Зимние игры и забавы. Использование отдельных грамматических форм частиц (без использования терминов): не, разве, пусть, давай

Цель: продолжить знакомство учащихся с народными зимними праздниками и развлечениями; развивать речь, мышление, память, познавательные интересы учащихся; воспитывать любовь к историческому прошлому Родины.

Оборудование: иллюстрации “Зимние развлечения детей”; аудиозапись с колядками, щедривками; иллюстрации к празднику “Масленица”; предметные картинки.

Тип

урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

II. Актуализация опорных знаний учащихся

– На прошлом уроке мы говорили о здоровье. Скажите, что вы узнали о зубной пасте, о мыле; как нам помогает расческа?

– Кто был у нас в гостях?

– С какой сказкой мы познакомились? (К. Чуковский “Мойдодыр”)

– Что же случилось с героем этой сказки? Чем она закончилась?

– А какие вы запомнили пословицы и поговорки о здоровье?

– Кто-нибудь может загадать

загадку о здоровье? (Учащиеся загадывают загадки, подготовленные дома.)

– Почему нужно следить за своим здоровьем, за своим внешним видом?

– Почему нужно поддерживать чистоту и порядок?

III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о зимних играх и забавах. Каждое время года по-своему прекрасно и несет с собой свои развлечения и радости. А что же происходит в зимние месяцы? Как же мы веселимся? Зимой очень много праздников, которые нас удивляют, влекут в сказочный мир песен и стихов.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с новыми народными обычаями и новым зимним праздником. Готовы к открытиям?

IV. Работа по теме урока

1. Сообщение учителя с элементами беседы

– Дети, отгадайте загадки.

– Снег на полях

Лед на водах

Вьюга гуляет

Когда это бывает? (Зимой)

– Без рук рисует,

Без зубов кусает,

Не огонь, а жжется. (Мороз)

– Зима все еще господствует у нас, не торопится уходить. Скажите, а как бы вы назвали зиму?

– А как называются зимние месяцы?

– А какие зимние развлечения, игры вы можете назвать?

– Давайте вспомним о светлом празднике Рождества. Когда мы отмечаем этот праздник? (7 января)

– А 6 января вечером дети ходили в гости друг к другу, носили “вечерю”, праздничные угощения, обязательно – кутю.

В этот вечер все ходили колядовать. Что такое колядка? (Колядка – это песня, в которой славят хозяев дома, желают им здоровья, счастья, урожая, достатка, за что и получают награду.)

Вы уже знакомились с колядками, знаете некоторые из них наизусть. Сегодня я предлагаю вам выучить новые песенки.

2. Заучивание колядок со слов учителя

– Коляд, коляд, колядин,

Я у батюшки один,

Коротенький кожушок.

Дай, хозяйка, пирожок!

– Я маленький хлопчик,

Принес Христу снопчик.

С праздником поздравляю,

Здоровья желаю.

3. Знакомство с праздником масленицы

Учитель. Слышали ли вы, ребята, о таком празднике – Масленица?

– Этот праздник называют проводами зимы. Приходится он на конец февраля. У каждого дня Масленичной недели – свое название: понедельник – Встреча, вторник – Заигрыш, среда – Лакомка, четверг – Широкий четверг, пятница – Тещины вечеринки, суббота – Золовкины посиделки, воскресенье – Проводы, Прощальный день.

Масленица – один из самых любимых праздников. Величали ее боярыней Масленицей, госпожой Масленицей. Разговаривали с Масленицей, как с живым существом. Она то “дорогая гостья”, то “баба кривошейка”, то “Авдотья Ивановна”, то “Окулина Изотьевна”.

Масленицу обычно зазывали, делали это в понедельник.

Душа ль ты моя Масленица,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости

На широкий двор

На горах покататься,

В блинах поваляться.

Учащиеся повторяют за учителем хором.

– Встречают Масленицу сытостью и довольством. Чем богаче Масленицу отпразднуете – тем богаче будущий год будет.

А вот и пришел вторник – Заигрыш. Нередко во время гулянья раздавались шутливые дразнилки – не для того, чтоб обидеть, а чтоб повеселиться.

– Какие дразнилки вы знаете? Давайте попробуем поиграть.

Учащиеся (хором)

– Николай, Николай, сиди дома, не гуляй, в балалаечку играй!

– А ты, Сашка-таракашка, на сарай полезай!

Там кошку дерут, тебе хвостик дадут!

– Маринка-корзинка, прыгала, скакала, в болото упала!

– А у Васьки на носу ели кошки колбасу!

– Андрей-воробей, не гоняй голубей,

Гоняй галочек из-под палочек!

– Пришел третий день – среда-Лакомка. С этого дня пекли блины.

– Ребята, а как вы думаете, что символизировал в старину блин? (Солнце)

– Ребятишки ходили по домам, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины.

– За средой четверг Широкий идет. Начинаются народные гулянья с блинами, шутками, катаниями на санях, частушками.

В этот день ходили ряженые – люди, переодетые в костюмы разных птиц и зверей. Они пели, танцевали и загадывали загадки.

– А вы знаете какие-нибудь загадки? (Учащиеся загадывают друг другу загадки.)

– Молодцы! Теперь вы знаете, что это за праздник – Масленица! А, прощаясь, в воскресенье, Масленица говорит так:

Я гуляла с вами, теперь села в сани,

Пела и плясала, больно я устала.

Кончилось весельце – беритесь за дельце.

Направляйте сошенку выехать на пашенку,

А со мной проститеся, блинами угоститеся.

V. Итог урока

– Что нового узнали на уроке?

– Что понравилось?

– Что рассмешило?

– Что расскажете про Масленицу дома?




Зимние игры и забавы. Использование отдельных грамматических форм частиц (без использования терминов): не, разве, пусть, давай