Значение слова. Нахождение слова с указанным значением среди данных слов. Употребление слова в нужной грамматической форме (практически)

II СЕМЕСТ Р

УРОК 50

Тема. Значение слова. Нахождение слова с указанным значением среди данных слов. Употребление слова в нужной грамматической форме (практически)

Цель: продолжить формирование у учащихся понятия “слово”; учить употреблять метко и точно слова в речи; обогащать словарный запас учащихся; развивать связную речь; воспитывать внимательность.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация опорных знаний учащихся

Из чего состоит наша речь? (Из слов)

– Из чего складываются слова? (Из звуков)

– Чем обозначаются звуки на письме? (Буквами)

IV. Работа по теме урока

1. Конечно, не каждый комплекс звуков воспринимается нами как слово.

Слово только тогда бывает словом, если оно что-то обозначает

Запишите в тетрадях слова: парта, карандаш, машинист, малина, береза и скажите, что они означают.

– А теперь послушайте стихотворение.

Ложка – это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка.

У

кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово

Смешное слово – плим.

А повторяю снова –

Плим, плим, плим.

Вот прыгает и скачет –

Плим, плим, плим,

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

И. Толмакова

– Что такое ложка, кошка, тряпка, шапка? Что означает плим?

– Повторите две последние строки из стихотворения.

2. Игра “Добавь букву – получи слово”

На доске записываются конец и начало некоторых слов. Вместо пропусков нужно вставить букву. Учитель называет некоторые буквы (примеры даны в скобках) и просит учащихся поднимать руку в том случае, если получилось слово. В противном случае руки поднимать не надо.

_от (к, ж, р, п, ф)

_ара (г, ж, ф, н, р)

_арта (в, д, к, с, п)

Со_ (б, к, м, щ, р)

Сто_ (л, г, ж, н, т)

Поро_ (г, х, с, б, ф)

3. Игра “пятый лишний”

На доске записано:

Ком, кам, коф, кот, кок;

Бок, бощ, боб, бор, бот;

Рой, рог, ров, рот, рор.

– Можем ли мы все записанное назвать словами? Найдите “пятого лишнего” в каждой строке.

– Как вы думаете, имеют ли значения слоги? (Учитель обращает внимание учащихся на слоги, состоящие из нескольких звуков.)

ЛИ-МОН

Что за ли?

Что за мон?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут:

– Лимон…

Сразу станет кисло.

Г. Сапгир

– Из каких слогов состоит слово ли-мон? Что означает слог ли-? А слог – мон? Какие плоды мы называем лимон?

4. Игра-соревнование “Составь слово”

На доске записаны части слов: бере-, оси-, огу-, поми-, ка-, ма-,ряби-, карто-; – рец, – пуста, – за, – лина, – дор, – фель, – на.

Учащиеся устанавливают, что каждая часть слова, взятая отдельно, ничего не означает. Необходимо найти другую, нужную часть, и составить слово. Все слова записываются детьми в тетрадях.

5. Игра “Найди слово”

Учитель. В таблице записано восемь слов. Четыре из них начинаются буквосочетанием ст, и четыре оканчиваются этим буквосочетанием. Вам будут прочитаны значения этих слов, и кто первым найдет нужное слово, тот впишет недостающие буквы в пустые клетки.

 Значение слова. Нахождение слова с указанным значением среди данных слов. Употребление слова в нужной грамматической форме (практически)

Левая таблица. 1) Группа птиц; 2) большая высокая копна сена; 3) предмет для сидения; 4) команда “остановись”.

Правая таблица. 1) средство переправы через реку; 2) твердая корка на снегу; 3) пункт, который охраняет часовой; 4) длинная палка.

После выполнения задания учитель обращает внимание учащихся на то, что в левый столбик подошли бы слова стон, стук, стол, в правый – лист, куст, рост и др., но эти слова брать было нельзя, так как не назывались их значения.

6. Послушайте стихотворение

Говорят, что по утрам

В нашем доме – тарарам.

Отодвинули мы стулья,

Заглянули под буфет,

Все вверх дном перевернули –

Тарарама в доме нет!

Мы искали до упаду,

Но опять сказали нам:

– Эй, друзья, прибрать бы надо,

В вашем доме – тарарам.

Л. Кондрашенко

– Что означает слово тарарам? Какими словами можно заменить слова устроить тарарам? (Устроить беспорядок, перевернуть вверх дном) Какими словами можно закончить предложение: Без мамы мы навели…? Запишите это предложение.

V. Итог урока

– Что учились делать на уроке?

Запомните!

1. Каждая буква в слове должна стоять на своем месте.

2. Если буква пропущена или заменена другой, слово потеряет свое значение и перестанет быть словом.

3. Очень важно знать точное значение слова, чтобы не допускать ошибок в речи.

VI. Домашнее задание




Значение слова. Нахождение слова с указанным значением среди данных слов. Употребление слова в нужной грамматической форме (практически)