ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА

Урок 42. ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА

Учимся называть и обозначать значимые части слова

255. Прочитай. Какое настроение передает это стихотворение?

Белый снег-снежок

Жжется, колется,

Выходи, дружок,

За околицу1.

Там снежком гора

Припорошена,

Там лыжня вчера

Мной проложена.

Побежим с тобой

К лесу синему,

Принесем домой

Радость зимнюю.

Г. Ладонщиков

1 Око́лица – место вокруг селения, рядом с ним.

· Почему снежок жжется, колется?

· Объясни различие в смысле выделенных слов. Есть ли различие

в смысле слов снежок и снежком?

256. Спиши. Подчеркни ту часть слова, которая изменяется

Вижу (ч т о?) цветок, книгу, стол.

Не заметил (ч е г о?) цветка, книги, стола.

Вижу (н а ч е м?) на цветке, на книге, на столе.

Вспомни, как называется подчеркнутая тобой часть слова в украинском языке.

257. Ознакомься с таблицей. Из каких частей могут состоять слова в русском языке? Есть ли такие же части в слова) украинского языка? Как они называются?

Состав слова

 ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА

Какие

части служат для образования слов?

· Для чего нужно окончание?

· Какие части слова входят в его основу?

· Какая часть слова является главной? Почему? Обоснуй свой ответ.

· Как обозначаются на письме части слова?

Основа (укр. основа) слова – это часть слова без окончания (укр. закінчення). Основа может состоять из таких частей: префикса (укр. префікса), корня (укр. кореня), суффикса (укр. суфікса):  ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА

258. Запомни произношение и написание слов, данных в рамке. Есть ли такие слова в украинском языке? Чем отличаются их произношение и написание?

 ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА

259. Слова, которые изменяются, могут иметь нулевое (укр. нульове) окончание:  ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА

Прочитай, называя обозначенные части слова.

 ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА

260. К данным схемам подбери из справки слова.

 ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА

С п р а в к а. Поднос, подруга, кони, дружок, девочка.

261. Спиши и обозначь основу и значимые части слов.

Народ – народа – народный; изба – избушка – избушечка; осина – осинка – подосиновик; мороз – морозец – заморозки.

262. Прочитай. О чем этот текст? Согласен ли ты с автором?

Прекрасное время – зимушка-зима! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы.

Над л..сными Тр..Пинками кружевными белыми арками1 согнулись под тяжестью инея ств..лы молодых бере.. . Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Тогда откроется перед вами вся чудесная красота спящего зимнего леса.

Но И. Соколову-Микитову

1Арка – з д е с ь: дуга

 ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА

Прочитай предложение, в котором содержится основная тема отрывка.

Спиши выделенные в тексте слова, обозначь в них основу и все составляющие ее части.

263. Проверь себя! А. Назови главные слова урока.

Б. Составьте диалог, в котором расспросите друг друга об изученном на уроке.

264. Задание на выбор. А. Выдели основу и окончание в данных словах.

Маленькие, мышка, тяжелыми, шапками, жизнью, человека, чудесная, красота.

Б. Спиши подчеркнутое предложение из текста упр. 262, вставь пропущенные буквы и выдели значимые части пяти слов этого предложения (на выбор).

В. Спиши подчеркнутое предложение из текста упр. 262, вставь пропущенные буквы и выдели значимые части трех слов этого предложения, обозначающих предмет, признак предмета, действие.




ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА