Знаки препинания при обобщающих словах

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБРАЩЕНИЕ. ВВОДНЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ)

УРОК № 41

Тема. Знаки препинания при обобщающих словах

Цель: продолжить формирование практических умений и навыков работы с обобщающими словами при однородных членах предложения, совершенствовать умения учащихся в пунктуации; развивать устную и письменную речь, обратить внимание на правильное интонирование предложений; воспитывать у школьников внимание, наблюдательность, развивать культуру речи,

интерес к изучению творчества знаменитых писателей.

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал, таблица, портрет А. С. Пушкина, толковый словарь.

ХОД УРОКА

Делать легко то, что для других трудно,- это талант; делать то, что для таланта невозможно,- это гений.

А. Амиель

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа и работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Работа с таблицей.

(Ученик дает ответ у доски.)

2. Диктант с выборочным ответом.

(Осуществляется взаимопроверка работ.)

– Определите

место обобщающего слова по отношению к однородным членам. Напротив номера предложения напишите соответствующую букву (А – перед однородными членами. Б – после однородных членов. В – перед однородными членами, но предложение ими не оканчивается. (Нужно поставить двоеточие и тире.).)

I вариант

1) Знать, желать, делать – все это взаимосвязано в человеке.

2) Все начинается с того: с мечты, с желанья, с жажды.

3) Нужные книги с закладками, цитаты на отдельных листках – все под рукой.

4) Пусть достанутся мальчикам самые лучшие книги: описание неба, строений и горных пород, трудовых инструментов – от камня до первой мотыги, незнакомых народов и климатов разных широт.

5) “Салют”, “Россия”, “Бирюза”, “Казань”, “Гроза” – названья встречных кораблей проходят перед нами.

6) Нигде: ни в одном из окон, ни в пропускных будках, в шахты, ни на переездах – не видно было даже проблеска света.

7) Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни воскресную прогулку.

8) На следующих станциях жадно хватали все газеты: центральные, местные, краевые.

9) В коридоре, в классе ли – всюду стены красили.

10) Тут засмеялись зрители: и дети, и родители.

11) Все люди знакомые были: Сергей Трубецкой, Артамон Муравьев, Борисовы, князь Оболенский.

12) По обеим сторонам Кильского канала тянется однообразный пейзаж: поля, рощи, редкие селения с высокими готическими крышами.

II вариант

1) Сараи, бани, чердаки, амбары, сеновалы – все было приспособлено под жилье.

2) Все это: озера, и речки, и леспромхоз, и строительство на торфе – покоилось в море лесов.

3) В палатках появились разные усовершенствования: гвозди для полотенец, полочки, веники.

4) Жалованье, паек и случайные посылки – все делилось поровну.

5) Нетронутый валялся скудный ужин: консервы, сало, хлеба два куска.

6) Голубая майка, юбчонка, стриженые волосы – все промокло вмиг.

7) Сколько смысла и значенья вижу я сейчас во всем: и в твоем прикосновении, и в молчании твоем.

8) Какие все же удивительные у него глаза: не то недоверчивые сверх меры, не то мудрые.

9) Песок, груды камней и рытвины – вот что предстало нам.

10) В комнате все стало серым: и окна, и мебель, и лица.

11) В жизни он хотел быть всем: художником, артистом, писателем, инженером, профессором, моряком, путешественником.

12) У самых источников росли прекрасные деревья: тополи, дубы, ели, айва.

Правильные ответы для взаимопроверки

I вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Б

А

Б

А

Б

В

А

А

Б

А

А

А

I вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Б

В

А

Б

А

Б

А

А

Б

А

А

А

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Лингвистическое конструирование.

– Дополните предложения однородными членами так, чтобы выделенные слова стали обобщающими.

– Определите синтаксическую роль обобщающих слов и однородных членов предложения.

– Объясните постановку знаков препинания.

1) Начинают появляться перелетные птицы.

2) В недрах гор много полезных ископаемых.

3) В Северный Ледовитый океан впадают огромные реки.

4) Маленький пруд населен большим количеством живых существ.

5) Каждый должен знать имена русских писателей-классиков.

6) Пушкин написал несколько драматических произведений.

2. “Лингвистическое ассорти”.

– Прочитайте предложение, правильно его интонируя. Запишите, расставив знаки препинания.

– Выполните синтаксический разбор предложения, начертите его схему.

– Сколько рядов однородных членов в этом предложении?

– Почему определения являются однородными?

– Выполните морфологический разбор двух-трех частей речи на выбор.

– Что вам известно об А. С. Пушкине?

Пушкин в литературе все вместил и всему положил начало и русскому гибкому красивому пластичному стиху и русской прозрачной точной отзывчивой реалистической прозе.

3. Работа с учебником.

(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнение из учебника.)

4. Работа с текстом.

– Перепишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

– Объясните постановку кавычек.

– Какие слова в последнем предложении связаны сочинительной связью, какие – подчинительной? Подчеркните грамматическую основу этого предложения.

– Дайте толкование слова родоначальник.

Лев Толстой Тургенев Достоевский все эти великие люди России призн..вали Пушкина своим духовным родоначальником.

Музыка использовала в форме опер целый ряд вещей Пушкина. Руслан и Людмила Пиковая дама Дубровский Евгений Онегин Золотой петуш..к Царь Салтан Борис Годунов, Цыганы, Моцарт и Сальери Скупой рыцарь Алеко все эти оперы напис..ны на текст Пушкина крупнейшими композиторами России Глинкой Чайковским Мусоргским Римским-Корсаковым, Рахманиновым.

Его поэмы Цыганы Братья разбойники Кавказский пленник все это классические образцы русского слова и стиха.

Творчество Пушкина широкий ослепительный поток стихов и прозы.

(М. Горький)

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Оценивание учебных достижений учащихся.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Знаки препинания при обобщающих словах - Плани-конспекти уроків по російській мові


Знаки препинания при обобщающих словах