Глава 2 ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ В МУЗЫКЕ
ТЕМА 10 МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ
Как ты считаешь, может ли музыка изображать движение? Если композитор хочет рассказать нам о быстром движении поезда, полете бабочки, то какой будет созданная им музыка?
Слушаем музыку
Михаил Глинка, “Попутная песня”.
Рассмотри иллюстрации. На чем едут люди, о которых говорится в попутной песне?
Какой характер мелодии? Какое настроение у пассажиров, поющих попутную песню?
Как инструментальное сопровождение
Как изменится музыка “Попутной песни”, если ее исполнить с другим инструментальным сопровождением?
Николай Римский-Корсаков, “Полет шмеля” из оперы “Сказка о царе Салтане”.
В каком темпе звучит музыка? Что она изображает? Расскажи, как движется мелодия.
Послушай музыку, рассмотри иллюстрации и попробуй представить полет шмеля. Может ли музыка передать движение самолета или космической ракеты?
Поем вместе.
Вспомним попевку о движении, которую мы пели в 1 классе. Пой, показывая
“Мы шагаем вверх”:
Как движется мелодия попевки – плавно или скачкообразно?
Повторяем песню “Перепелочка”.
Фантазируем, играем, шутим
Поиграй с друзьями на детских музыкальных инструментах: изобразите движение слоненка и мышонка, воздушного шара и ракеты, автомобиля и велосипеда. Создайте музыкальные картины, постепенно меняя темп: “Дождик капает”, “Гроза”, “Буря на море”.
Вспомни, почему в стране Музыки все прислушиваются к господину Темпу. Вместе с ним определи темпы произведений, которые мы слушали на уроке.
Вместе с Триольчиком придумай попутную песню для пассажиров поезда, изображенного на рисунке.