Урок 64. СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ ПРОСЛУШАННОГО ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Развиваем умение высказывать собственное мнение по поводу прослушанного текста
405. Послушай стихотворение. Перескажи его, выразив свое отношение к поступку каждого из трех путников. Используй памятку из упр. 400.
Лежало на пути бревно.
Мешало путникам оно.
Один сказал: “Нехорошо!”.
Сказал и знай себе пошел.
Второй взглянул, потом вздохнул
И то бревно перешагнул.
А третий путник промолчал.
Он с виду был и хил, и мал.
Он молча скинул
И в сторону бревно убрал.
С. Баруздин
Запиши последнее четверостишие по памяти.
406. Запиши план басни Л. Толстого “Два товарища”. Рассмотри рисунок. Предположи, о чем будет идти речь в тексте.
План басни Л. Толстого “Два товарища”
1. Товарищи в лесу.
2. Встреча с медведем.
3. Реакция каждого из героев басни.
4. Уход медведя.
5. Упрек1 друга.
А. Дубровский, М. Трубкович. Иллюстрация к басне Л. Толстого “Два товарища”
407. Послушай басню. Оправдались ли твои предположения?
ДВА ТОВАРИЩА
Шли по лесу два товарища,
Медведь подошел к нему и стал нюхать: тот и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, первый слез с дерева и смеется: “Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?”.
“А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают”.
Л. Толстой
1 Упрек – высказанное кому-либо неодобрение, обвинение.
· Укажи части текста, которые соответствуют каждому пункту плана из упр. 406.
· Составьте вопросы по содержанию текста и задайте их друг другу.
· Зачитай предложение, в котором автор выразил основную мысль.
· Используя памятку из упр. 400, выскажи свое мнение о поступке героя произведения, который убежал и оставил своего друга в опасности.
· Подробно изложи содержание текста, используя записанный план.
408. Прочитай пословицы и поговорки. Какой темой их можно объединить? Запиши те из них, которые иллюстрируют основную мысль текста из упр. 407.
1. Сам погибай, а товарища выручай. 2. Друзья познаются в беде. 3. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось. 4. Без беды друга не узнаешь. 5. Не бросай друга в несчастье. 6. Назвался другом – помогай в беде.
409. Проверь себя! А. Составь список главных слов урока. Б. Как нужно строить высказывание по поводу прочитанного или прослушанного текста?
410. Прочитай. Письменно выскажи свое мнение о поведении героя рассказа (четыре-пять предложений).
ЯЗЫК
Ребята работали. А Петя сел на ступеньку. И так сидел. Очень нужно работать!
Но сидеть надоело. Он кошку увидел. Поймал ее. Посвистел кошке в ухо, подул на нее, скорчил несколько рож, спел три песни, язык показал.
Она его цап лапой по языку! Он сразу петь перестал. Заорал, кошку выпустил и помчался к ребятам… Лучше поздно, чем никогда!
В. Голявкин.