РАЗДЕЛ 4 СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗДОРОВЬЯ
Глава 1. Социальное благополучие
§ 20. СТИЛИ ОБЩЕНИЯ
В этом параграфе ты:
· вспомнишь, как ведут себя люди, когда нужно отстоять свои права, отказаться от предложения или попросить об услуге;
· изучишь преимущества и недостатки разных стилей общения;
· будешь учиться просить об услуге и предъявлять справедливые требования.
Манера общения
Случаются ситуации, в которых бывает сложно отказаться от чего-либо или попросить кого-нибудь об услуге. В таких ситуациях люди ведут себя
– пассивно – пренебрегают собственными интересами и любой ценой стараются избежать конфликта;
– уверенно (ассертивно) – отстаивают себя таким образом, чтобы не обижать других;
– агрессивно – стараются отстоять лишь собственную точку зрения, не обращают внимания ни на что.
1. Прочитай ситуацию и варианты поведения.
Ты одолжил другу свой любимый диск, а он вернул его испорченным.
Ты:
А) скажешь ему об этом и попросишь купить новый диск;
Б) ничего не скажешь и купишь новый диск сам;
В) возьмешь у друга его любимый диск и точно так же испортишь его.
2.
3. По очереди скажите, как бы вы поступили в подобной ситуации.
4. Случалось ли нечто подобное в вашей жизни?
Преимущества и недостатки разных стилей общения
Пассивные люди не умеют защитить себя и обычно не могут никому отказать, даже если предложение невыгодно для них, а то и опасно. Они легче подвергаются влиянию рекламы и окружения, больше рискуют попасть в зависимость от психоактивных веществ, стать жертвой мошенников.
Агрессивные люди стараются отстоять свою точку зрения, не обращая внимания на интересы и чувства других людей. Они пренебрегают вежливостью, прибегают к угрозам, ругательствам и физической силе. Из-за этого их не любят, боятся, сторонятся и могут обвинить даже в том, чего они не делали.
Уверенное поведение – это умение договариваться с учетом интересов всех сторон, способность вежливо отказаться от того, что не подходит, и решительно от того, что может быть опасно. Уверенное поведение также называют достойным, интеллигентным или самоутверждающим. Иногда его путают с агрессивным. Но эти стили общения такие же разные, как Солнце и Ветер в басне Эзопа.
Поспорили однажды Солнце и Ветер, кто из них сильнее.
Я сильнее! говорило Солнце.
– Нет, я сильнее! – говорил Ветер.
Долго они спорили. Но вот увидели, что по дороге идет одетый в пальто путник.
Сейчас мы проверим наши силы, – сказал Ветер. – Сильнее будет тот, кто снимет с этого человека пальто.
Солнце согласилось. Первым начал Ветер. Он что есть мочи дул и трепал полы пальто путника. Но чем сильнее дул Ветер, тем больше человек закутывался в пальто.
Потом пришла очередь Солнца. Оно протянуло к человеку свои лучи, высушило одежду, согрело. Сначала он перестал кутаться, потом расстегнул пальто и наконец снял его, наслаждаясь теплым солнечным днем.
Солнце победило!
Хотя в некоторых случаях уместно проявить пассивность, а иногда приходится реагировать и агрессивно, уверенная манера общения является наилучшей в большинстве жизненных ситуаций.
Ситуации, когда лучше действовать | |
Уверенно: | Пассивно: |
– тебе предлагают что-то | – в ситуации, когда любое обострение отношений опасно. |
Опасное или то, что тебе не подходит; | |
– хочешь вернуть бракованный товар; | Агрессивно: |
– на тебя напали или пытаются | |
– хочешь попросить Об услуге или помощи. | Куда-то затащить. |
1. Объединитесь в 2 группы. Распределите приведенные ниже ситуации и проанализируйте варианты поведения. Определите стили общения.
2. С помощью табл. 8 (с. 116) назовите их позитивные и негативные последствия.
Ситуация 1. Саша сидит в кинозале. Девочки сзади громко разговаривают, смеются и шуршат конфетными обертками. Он:
– будет молча терпеть;
– скажет: “Девочки, пожалуйста, тише, мне плохо слышно”;
– скажет: “Закройте рты или выметайтесь!”
Ситуация 2. Катю пригласили на день рождения. Всем подали коктейли с алкоголем. Но Катя не употребляет алкогольные напитки. Она:
– попросит сок;
– выпьет коктейль, ведь отказываться неловко;
– устроит сцену и скажет, что культурные люди предлагают гостям не только алкогольные напитки.
Таблица 8
Признаки и последствия разных стилей общения
Тренинг уверенного поведения
Навыки уверенного поведения приобретают в процессе тренировок. С помощью следующего задания закрепи эти навыки в трех типичных ситуациях: когда нужно отказаться от нежелательного
Предложения, попросить об услуге и предъявить справедливое требование.
Объединитесь в 2 группы и разыграйте ситуации, в которых ваше поведение должно быть ассертивным.
Группа 1: тебе срочно нужно позвонить, а у телефона-автомата очередь (рис. 39).
Группа 2: ты одолжил другу 5 гривен до завтра, а он не возвращает уже вторую неделю (рис. 40 на с. 118).
– Вежливо извинись и объясни проблему: “Извините, мне срочно нужно позвонить”.
– Вырази просьбу в положительной форме: “Разрешите, я пройду без очереди”.
– Если твою просьбу удовлетворили, искренне поблагодари:
“Спасибо, вы мне очень помогли”.
– Если отказали, прими это с достоинством: “Хорошо, я подожду (поищу другой телефон, позвоню позже)”.
– Спокойно заверши разговор: “Прошу прощения за беспокойство”.
Рис. 39. Как выразить просьбу
– Объясни, что ты чувствуешь, с помощью “Я-сообщения”:
“Мне не нравится, что ты не возвращаешь долг”.
– Предъяви требование: “Я хотел бы, чтобы ты отдал деньги”.
– Спроси, что он об этом думает: “Хорошо?”, “Что ты скажешь?”.
– Если ответ тебя устраивает, на этом можно закончить: “Спасибо за понимание. Пойдем гулять”.
Рис. 40. Как предъявить справедливое требование
Итоги
В жизни случаются ситуации, когда необходимо обратиться за помощью или от чего-то отказаться.
В таких случаях люди обычно ведут себя или пассивно, или агрессивно, или уверенно.
Уверенная манера общения – самая лучшая в большинстве случаев.
Пассивная и агрессивная манеры общения оправданны лишь в некоторых ситуациях.