31. Читаем текст в лицах. Пишем: составляем высказывание по тексту
248. Просмотрите текст рассказа, который вам надо будет прочитать в лицах. Вначале, не читая всего подряд, найдите слова автора и действующих лиц: мамы, папы и их сына. Поскольку рассказ ведется от имени мальчика, его слова и слова автора (рассказчика) нужно произносить одному и тому же чтецу. Но в этом случае у него будет большая роль. Поэтому слова автора и слова мальчика могут читать разные ученики.
ХИТРЫЙ СПОСОБ
– Вот, – сказала мама, – полюбуйтесь! На что уходит
– Да, – сказал папа, – действительно, это ужасно! Что думают инженеры? Да, да… Бедные женщины.
Папа тяжело вздохнул и удобно уселся на диван. Мама рассердилась:
– Нечего тут сидеть и притворно1 вздыхать! Нечего все валить на инженеров! До обеда вы должны что-нибудь придумать. Кто не придумает, того я отказываюсь кормить!
Я сел на подоконник и начал придумывать, как быть с этим делом, и иногда поглядывал на папу, как у него идут дела. Но папа не собирался думать. Он побрился, потом надел чистую рубашку, потом прочитал штук десять газет и
Тогда я стал думать еще быстрее…
Когда наступило время обеда, и мама накрыла на стол, и мы все сели за стол, я сказал:
– Ну что, папа? Ты придумал?
– Это ты о чем? – сказал папа.
– О мойке посуды, – сказал я. – А то мама перестанет нас кормить.
– Это она пошутила, – сказал папа. – Как это она не будет кормить родного сына и горячо любимого мужа?
И он весело рассмеялся. Но мама сказала:
– Ничего я не пошутила! Сотый раз вам говорю: мне надоело мыть посуду!
– Ладно, – сказал папа. – Что-нибудь придумаем! А пока давайте обедать. О, эти драмы из-за пустяков!..
– Ах, из-за пустяков? – сказала мама и вся покраснела.
– А я вот в самом деле не дам вам обеда, тогда вы у меня не так запоете2.
И она встала из-за стола. И не было никакого обеда. А я ужасно хотел есть. Я сказал:
– Мама, это только один папа ничего не придумал. А я придумал. Все в порядке, не беспокойся, давайте обедать.
Она сказала:
– Ну-ка, ну-ка!
Я спросил:
– А ты сколько моешь приборов3 после каждого обеда?
Она ответила:
– Три.
– Тогда кричи ура! – сказал я. – Теперь ты будешь мыть только один. Я придумал хитрый способ.
1 Притворно – обманно.
2 Запеть – здесь: заговорить или сказать что-нибудь под угрозой.
3 Прибор – здесь: набор принадлежностей для еды.
– Рассказывай, – сказал папа.
– Это очень просто, – сказал я. – Ты послушай, мама, как хорошо получается. Вот обед готов. Ты сразу ставишь один прибор. Наливаешь в тарелку суп, начинаешь есть и говоришь папе: “Обед готов!” Папа идет мыть руки, и пока он их моет, ты съедаешь суп и наливаешь в свою же тарелку. Вот папа возвращается в комнату и говорит мне: “Дениска, обедать! Иди мыть руки!” Я иду. Ты в это время из мелкой тарелки ешь котлеты, а папа ест суп. А я мою руки. И когда я их вымою, папа уже съел суп, а ты съела котлеты. Я вхожу, папа наливает мне суп в свою глубокую тарелку, ты кладешь папе котлеты в свою мелкую тарелку. Я ем суп, папа – котлеты, а ты спокойно пьешь компот из стакана. Я отодвигаю пустую глубокую тарелку, начинаю есть второе, папа пьет компот, а ты уже пообедала и идешь на кухню мыть глубокую тарелку… В общем, все очень просто. И вместо трех приборов тебе нужно мыть только один. Ура!
– Ура! – сказала мама. – Ура-то ура, только негигиенично.
– Пустяки! – сказал я. – Ведь мы все свои. Чего там!
– Уж очень хитрый способ, – сказал папа. – И потом, все же веселее есть всем вместе, а не в три этапа.
– Ну, – сказал я, – зато маме легче! Посуды-то в три раза меньше мыть.
– Понимаешь, – задумчиво сказал папа, – мне кажется, я тоже придумал один способ. Правда, он не такой хитрый, но все-таки.
– Рассказывай, – сказал я.
– Ну-ка, ну-ка, – сказала мама.
Папа поднялся, засучил рукава и собрал со стола всю посуду.
– Иди за мной, – сказал он. – Я сейчас покажу тебе свой нехитрый способ. Он состоит в том, что теперь мы с тобой будем сами мыть посуду.
И он пошел. А я побежал за ним. И мы вымыли всю посуду. Правда, только два прибора. Потому что третий я разбил. Это получилось у меня случайно, я все время думал, какой простой способ придумал папа. И как это я сам не догадался?
По Виктору Драгунскому
Произнесите правильно слова: начал, начала, начало.
Рассмотрите рисунок. Какой эпизод из текста на нем изображен? Как бы вы проиллюстрировали эту часть рассказа? Попробуйте сами нарисовать или устно описать иллюстрацию, изображающую героев произведения.
249. Прочитайте рассказ “Хитрый способ” (упр. 248) в лицах.
250. Придумайте к рассказу (упр. 248) вопросы разных видов (см. упр. 55). Какие из вопросов касаются непосредственно содержания рассказа, а какие – вашего отношения к нему, того, о чем вы подумали в связи с прочитанным?
Из всех придуманных в классе вопросов выберите несколько самых интересных. Запишите их под диктовку авторов вопросов.
251. Прочитайте и сравните. Составьте предложения с русскими словами.
По-русски | По-украински |
Чистая посуда Из чистой посуды На чистой посуде | Чистий посуд 3 чистого посуду На чистому посуді |
252. Составьте небольшое письменное высказывание, содержащее ответ на один из записанных вопросов (упр. 250).
253. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найдите эти слова в списке для запоминания, а также в материалах данного урока; проверьте написанное.
Терп..ливый, п..суда, помогать, ч..сы, ч..я, рассердилась, инж..неры, недоразумение, п..казать, милици..нер, п..хожий, т..жело, ин..гда, гор..чо, инт..ресно, сем..я, ле(?)чик, вол..сы, меб..ль.
254. О чем вам напомнил текст “Хитрый способ” (упр. 248), какие мысли вызвал?
Напишите короткое высказывание о теме и основной мысли рассказа Виктора Драгунского.
Помогать
Посу́да