НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

ЯЗЫК

МЕСТОИМЕНИЕ

§ 41. НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

– Неопределенные местоимения (некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, чей-то, кое-какой, какой-то, какой-либо, чей-либо, что-нибудь и т. д.)указывают на неопределенные предметы, признаки, количество.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

Рассмотрите таблицу и расскажите об образовании и правописании не определенных местоимений.

Вопроси

Тельные

Место

Имения

Неопределенные местоимения

Префиксы

Суффиксы

Не

Кое-

-то

-либо

-нибудь

Кто?

Не

кто

Кое-кто

Кто-то

Кто-либо

Кто-нибудь

Что?

Нечто

Кое-что

Что-то

Что-либо

Что-нибудь

Который?

Некоторый

Который-нибудь

Сколько?

Несколько

Сколько-то

Сколько-нибудь

Какой?

Кое-какой

Какой-то

Какой-либо

Какой-нибудь

Чей?

Чей-то

Чей-либо

Чей-нибудь

Ознакомьтесь

с правилом и проверьте, правильные ли вы сделали выводы.

– Неопределенные местоимения образуются от вопросительных прибавлением префиксов не – (пишется слитно и всегда находится под ударением) и кое – (пишется через дефис) и суффиксов – то, – либо, – нибудь (пишутся через дефис).

Неопределенные местоимения склоняются так же, как и вопросительные, от которых они образованы. Исключения составляют местоимения некто (употребляется только в именительном падеже) и нечто (употребляется в именительном и винительном падежах).

262. Устно просклоняйте неопределенные местоимения кто-то, что-нибудь, кое-кто, некоторый, чей-либо. Составьте по одному предложению с каждым из этих местоимений в косвенном падеже и запишите их.

263. I. Спишите афоризмы. Объясните, как вы их понимаете. Подчеркните неопределенные местоимения, определите их грамматические признаки и синтаксическую роль.

1. Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь тебе недоступное. Человек становится выше ростом оттого, что тянется вверх (Максим Горький). 2. Хороший, живой человек всегда куда-нибудь стремится, чего-нибудь ищет (Максим Горький). 3.Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться (М. Лермонтов). 4. Кто не владеет техникой какого-нибудь искусства, науки или ремесла, тот никогда не будет способен создать что-нибудь выдающееся (И. Мичурин).

II. Выпишите остальные местоимения, определите их разряд. В случае затруднения обращайтесь к таблице “Разряды местоимений”.

III. Как вы думаете, с какой целью в афоризмах употреблены неопределенные местоимения?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

Прочитайте слова. Сделайте вывод о том, как пишутся с предлогом неопределенные местоимения с частицей кое-.

Кое-кто – кое из-за кого, кое к кому, кое с кем, кое о ком. Кое-что – кое из-за чего, кое к чему, кое за чем, кое о чем.

264. I. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните неопределенные местоимения. Объясните их написание.

Нарисуйте что (нибудь). Расскажите о чем (то) интересном. Вспомните какой (либо) случай. Написал (кое) о (чем). Принесите (не) сколько книг. Спел какую (то) песню. Сидел (не) которое время. Переговорил (кое) с (кем). Обещали (кое) чем помочь.

II. Сделайте фонетический разбор местоимения что-нибудь.

265. I. Назовите неопределенные местоимения, которые говорящий может использовать, если он:

Имеет в виду один из ряда возможных предметов;

Не знает точно, о каком предмете идет речь;

Знает, о чем он говорит, но не считает нужным уточнять это;

Говорящему безразлично, о каком именно предмете идет речь.

II. Составьте и запишите по четыре словосочетания “глагол + неопределенное местоимение” и “существительное + неопределенное местоимение”. Устно объясните значение каждого словосочетания.

266. Вставьте неопределенные местоимения, учитывая замечания в скобках.

1. Пусть (любой из присутствующих) выскажет свое мнение. 2. Мы договорились (говорящий знает о чем) вчера. 3. В парке играли (неизвестно чьи) дети. 4. Дайте мне, пожалуйста, (одну из многих) книгу с нижней полки.

267. I. Замените неопределенные местоимения другими неопределенными местоимениями, близкими по смыслу.

1. Ребята рассказали нам нечто интересное. 2. Кто-либо из вас ходил в библиотеку? 3. Дай мне, пожалуйста, что-либо почитать.

II. Определите тип предложений по цели высказывания. Укажите вводное слово. Что оно выражает?

268. I. Сопоставьте неопределенные местоимения в русском и украинском языках.

 НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

II. Сделайте вывод о сходстве и различии в образовании и написании неопределенных местоимений в русском и украинском языках.

– Отрицательные местоимения (никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нисколько) указывают на отсутствие какого-либо предмета, признака, количества или усиливают отрицательный смысл всего предложения.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

Как вы думаете, от каких местоимений и с помощью каких префиксов образуются отрицательные местоимения? Рассмотрите таблицу и расскажите о написании не – и ни – в отрицательных местоимениях.

Отрицательные местоимения

Ни-

Не-

(в безударном положении)

(под ударением)

Никто

Некого

Ничто

Нечего

Никакой

Ничей

Отрицательные местоимения образуются от вопросительных с помощью префиксов не – и ни-. Префикс навсегда ударный, префикс ни – – безударный.

Отрицательные местоимения склоняются также, как и вопросительные, от которых они образованы. Исключения составляют местоимения некого и нечего (не имеют именительного падежа).

Отрицательные местоимения в предложении являются подлежащими, дополнениями* определениями: Вооб-

 НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

Прочитайте отрицательные местоимения. Определите, в каком случае не и ни пишутся раздельно.

Никого

Ни у кого

Ничем

Ни с чем

Никакие

Ни на какие

Ничьих

Ни с чьих

Некого

Не у кого

Нечему

Не к чему

Некем

Не с кем

Нечем

Не зачем

– Предлог при отрицательных местоимениях ставится после префикса.

269. Спишите словосочетания. Объясните написание we и ни в отрицательных местоимениях.

Нечего беспокоиться, ничего не выяснить, некому поручить, нечем заменить, ничем не восполнить, не к кому обратиться, некому рассказывать, ни к кому не обращаться, ничье имущество, вернуться ни с чем, не о чем сожалеть, никаких новостей, не привести ни к чему.

270. Письменно ответьте на вопросы отрицательными местоимениями.

Кем? О чем? Чем? Чей? К кому? С кем? С чем? У кого? За что?

271. I. К данным отрицательным местоимениям подберите глаголы неопределенной формы, словосочетания запишите.

Некому, нечего, не с кем, не о ком, не к кому.

III. С данными глаголами составьте и запишите по два словосочетания: “глагол + отрицательное местоимение с предлогом”, “глагол + отрицательное местоимение”. Объясните написание отрицательных местоимений.

Не видел, спросить, купить, прикасаться, не удивлялся, не сделал, ссориться, обижаться, рисовать.

272. I. Спишите пословицы, подчеркните отрицательные местоимения, определите их падеж. Объясните, в каких случаях в отрицательных местоимениях пишется приставка не-, а в каких ни-.

1. Обидеть-то каждый может, а пожалеть некому. 2. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. 3. Остер меч, да некого сечь. 4. Никому не объять необъятного. 5. Кто поздно приходит, тот ничего не находит.

II. Подберите антонимы к словам остер, приходит, находит.

III. Сделайте фонетический разбор слов обидеть, необъятного.

IV. Разберите по составу слова зеркало, меч.

273. I. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание отрицательных местоимений.

Н..кто не приходил; приходить н..кому; н..чего не писал; писать н..чего; н.. у кого не был; бывать н.. у кого, не расставался н.. с кем, расставаться н.. с кем.

II. Сделайте морфологический разбор местоимений из первого и третьего словосочетаний.

– Если при сказуемом есть частица не, то отрицательное местоимение с ни усиливает отрицательный смысл предложения.

II. К данным местоимениям подберите глаголы с отрицанием не, предложения запишите.

Никто, ничего, ни с чем, никому, ни к кому.

ПИШЕМ ГРАМОТНО

Необъятный

274. I. Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Укажите падежи отрицательных местоимений.

1. Н. .чего тому страшиться, кто н..чего не боится. 2. Если за день н..чему не научился, зря прожил день. 3. За напрасный труд н..кто спасибо не скажет. 4. Н..чьими похвалами не возносись. 5. Любят того, кто не обидит н..кого. 6. Кто дважды оглянется, тот н..чего не потеряет. 7. Плохого человека н..чем не уважишь.

II. В записанных пословицах подчеркните сказуемые, докажите, что наличие при сказуемом с не отрицательного местоимения с приставкой ни – усиливает отрицательный смысл предложения.

III. Выпишите отрицательные местоимения, сделайте их словообразовательный разбор.

 НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ




НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ - Російська мова


НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ