Неполные предложения (Неповні речення). Слушаем: восстанавливаем последовательность предложений в тексте. Говорим: составляем пересказ с опорой на вспомогательный материал

36. Неполные предложения (Неповні речення). Слушаем: восстанавливаем последовательность предложений в тексте. Говорим: составляем пересказ с опорой на вспомогательный материал

286. Прочитайте пословицы. Разъясните смысл одной из них. Выучите пословицы наизусть, а затем запишите их по памяти.

1. Добро делать спешить надобно. 2. Добро тогда будет добро, когда люди похвалят. 3. Доброе дело без награды не останется. 4. Добро сеять – добро и пожинать.

287. Послушайте рассказ, который прочитает учитель.

“ЗАЯЦ” ПОНЕВОЛЕ

В морозное

утро к вокзалу бежал паренек. Он спешил: поезд должен был вот-вот отойти. Однако, не добежав до кассы, паренек вдруг остановился, затем перелез через забор и прыгнул в сугроб.

Пассажиры, стоящие на платформе, обернулись и тотчас заметили окоченевшую1 синичку, которая скакала по снегу у высокого забора и никак не могла взлететь. Синицу преследовала кошка, но паренек опередил разбойницу, подхватил птаху, положил на ладонь и стал дышать на нее.

Тут и электричка показалась. Еле-еле успел юноша проскочить в уже закрывавшиеся двери. Народу было много, но пареньку уступили место у окна.

– Пусть сидит тут! –

решили пассажиры. – А то в сутолоке2 ненароком3 придавят птаху.

Электричка быстро набрала скорость. Проплыла за окном одна станция. За ней – другая.

– Граждане, приготовьте билетики!.. А ваш билетик, молодой человек? Нету? Значит, заяц?

Тут из середины вагона послышался чей-то голос:

1 Окоченевшая – застывшая от холода, сильно озябшая.

2 Сутолока – беспорядочное хождение, толкотня.

3 Ненароком – (разг.) ненамеренно, случайно.

 Неполные предложения (Неповні речення). Слушаем: восстанавливаем последовательность предложений в тексте. Говорим: составляем пересказ с опорой на вспомогательный материал

– Что вы, товарищ контролер! Какой же он заяц! Человек синицу спасал, не успел билет взять… Ведь он добрый. Отзывчивый…

– Простите его! – поддержали другие.

Соседи толкали паренька и просили, чтобы он рассказал про птичку.

Увидев на протянутой руке дрожащую желтогрудку с зелеными крылышками, сердитый контролер смутился1. На его лице показалась улыбка.

– Ладно уж. Доброе дело, оно как бы… проездной, – сказал контролер и пошел проверять билеты дальше.

Алексей Дорохов

Запомните! По-русски можно сказать: по снегу и по снегу.

Правильно прочитайте слова сугроб [п], улыбка [п], проездной [зн].

Рассмотрите рисунок. Удалось ли художнику передать чувства героев?

Скажите, есть ли что-то общее между основной мыслью текста и пословицами из упр. 286.

Прочитайте предложения. Запишите их в соответствии с тем, как разворачиваются события в тексте. Какие из них относятся к зачину, а какие – к основной части и заключению?

1 Смутиться – прийти в смущение (замешательство, состояние застенчивости, стыда).

Пассажиры становятся свидетелями того, как юноша спасает синичку.

Пассажиры беспокоятся о замерзшей птахе.

Молодой человек спешит на электричку.

Спаситель птички успевает сесть в электричку.

Контролер обнаруживает, что у паренька нет билета.

Юноша прощен за безбилетный проезд.

При виде спасенной птицы контролер смягчается.

Пассажиры заступаются за паренька.

288. Прочитайте. Чем неполные предложения отличаются от полных?

Обратите внимание на выделенные в тексте (упр. 287) предложения. Это – неполные предложения (по-укр.: неповні речення). В них пропущены некоторые слова. В первом из них отсутствует подлежащее (полное предложение выглядело бы так: Пусть парень сидит тут!)-, во втором есть только один второстепенный член (сравните с полным предложением Он отзывчивый человек).

Пропущенные слова никак не отражаются на понимании содержания текста. Наоборот, использование неполных предложений делает речь более живой и выразительной.

289. Выпишите из текста (упр. 287) пятый абзац. Обратите внимание на то, что на месте пропущенного слова в неполном предложении стоит тире. Прочитайте выразительно записанное.

290. Устно составьте предложения с опорой на таблицу. Учтите, что в русском языке для указания на предмет употребляется предлог о, в разговорной речи – еще предлог про, а в украинском языке – только про.

Рассказать

Билет

Сообщить

О (об)

Расписание

Спросить

Про

Происшествие

Справиться

Поступок

Узнать

Опасность

291. Поработайте в парах. Обсудите, что можно от себя добавить к данной истории (упр. 287). Например: сказать, как вы оцениваете поступок юноши; удивило ли вас поведение взрослых и т. д.

292. Найдите в тексте упр. 287 и прочитайте с нужной интонацией предложения, в которых заключен вопрос, передаются различные чувства (радость, негодование, смущение и др.), а также восклицательные предложения.

293. Устно перескажите текст А. Дорохова (упр. 287) в нужной последовательности, опираясь на записанные предложения, которые отражают развитие событий. Выразите свое отношение к тому, о чем говорится в рассказе.

294. Прочитайте. На какую тему можно было бы составить текст, используя данные примеры?

1. Многое мне доводилось видеть, но с таким чудом я первый раз в жизни встретился.

2. Ехали мы с приятелем на машине и увидели, как лисенок вынюхивает что-то на дороге.

3. Глядел я на убегающего зверька и думал об истинности утверждения, что любопытство сильнее страха.

Подберите заголовок к будущему высказыванию, дополните его основную часть другими предложениями (в том числе неполными). Составленный текст запишите, проверьте записанное. Если вы сомневаетесь в написании некоторых слов, обратитесь к орфографическому словарю или спросите у учителя. Обратите также внимание на правописание слов из рамочки.




Неполные предложения (Неповні речення). Слушаем: восстанавливаем последовательность предложений в тексте. Говорим: составляем пересказ с опорой на вспомогательный материал