Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных

МОРФОЛОГИЯ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

§30 Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных

281

1. Прочитайте правило “Способы проверки написания о-е после шипящих ц и в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных” (см. §19. упражнение 168). Почему написание о-е после шипящих и и в суффиксах и окончаниях существительных и в суффиксах и окончаниях прилагательных объединены в одно правило?

2. Спишите пары слов. Обозначьте орфограммы. Объясните различие в написании о-е после ж, ч, ш, щ. Объясните различие в

написании о-е после и.

Шепот – шорох, решетка – шорты, камышовый – дешевый, щетка – трещотка, шелк – шоколад, желтый – крыжовник; кружок – тяжелый, рубашонка – тушенка, собачонка – печенка, холщовый – сгущенка, парчовый – ночевка, ситцевый – перцовый, сердце – деревцо.

3. Предложите свой вариант формулировки названия параграфа.

282

1. Прочитайте правило “Способы проверки написания о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях имен существительных и имен прилагательных”

(см. § 19. упражнение 168). Какой вы обычно используете способ при проверке?

2. От любых четырех слов каждой группы упражнения 169 образуйте слова или формы слов с помощью указанных морфем. Составьте с этими словами словосочетания и запишите.

3. В составленных словах с орфограммой “о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных” выделите корни. Укажите часть речи.

283 Сочинение

1. Образуйте от данных слов новые, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы – ок, – онок, – онк(а). Составленные слова запишите.

1. Луг, река, пастух, собака, мышь, жук, паук, рог.

2. Верблюд, медведь, волк, белка, галка, заяц, еж.

2. Напишите небольшое сочинение, используя составленные слова первой или второй группы.

284

Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Лет..ая руч..нка. сосед..ий мальч..нка. под солдат..ким плащ..м, мужи..кая одеж..нка, грош..вая бумаж..нка, (не)больш..й сундуч..к. чужой зайч..нок, (не)уклюжий медвеж..нок. деш..вая лавч..нка.

285

1. Прочитайте текст. Выпишите ключевые слова. С каким чувством герой рассказывает о своем первом гимназическом дне? Какие фрагменты текста это подтверждают?

2. Перескажите текст, используя выписанные материалы в качестве опорных.

В классах шли уроки. В коридоре было пусто и тихо. Тишина казалась особенно удивительной после неистового гама большой перемены. Казимир ввел меня в подготовительный класс.

За столом сидел классный наставник Назаренко. Я сел на низенькую старенькую парту. Мне было трудно дышать. Кисло пахло чернилами. Назаренко диктовал: “Однажды лебедь, рак да щука…” Я достал тетрадку и начал писать. Слеза капнула на тетрадку. Тогда мой сосед, мальчик с веселыми глазами, шепнул:

– Проглоти слюну, тогда пройдет.

Я проглотил слюну, но ничего не прошло.

Так начался первый гимназический год. Пыль, беготня на переменах, постоянный страх, что тебя вызовут к доске, пальцы в чернилах, тяжелый ранец и мелодичные звонки киевских трамваев за окнами, отдаленный свист шарманки и гудки паровозов.

По К. Паустовскому

286 Изложение

1. Из текста упражнения 285 выпишите слова с орфограммой “о-е после шипящих”. Графически объясните написание слов.

2. Запишите текст по памяти, используя выписанные материалы в качестве опорных. Обозначьте орфограммы.

Проверьте свои знания

287

Обоснуйте правильность утверждения.

1. Во всех словах группы после шипящего пишется – о: грош..еый, еж..вый, холщ..вый.

2. Во всех словах группы после шипящего пишется – е: тяж..лый, деш..еый, ш..лковый.

288

1. Прочитайте текст. Каким вы увидели описанный сад? Какие средства связи предложений используются в этом тексте? К какому типу речи относится текст?

2. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните написание слов с пропущенными буквами.

3. Выпишите прилагательные в форме сравнительной степени. Укажите разряд прилагательных.

В уез..ном саду была деревя..ая кузница. Вокруг нее р..сли л..пухи и кр..пива, далее стояли яблоневые и вишневые деревья, а между ними произр..стали кусты крыж..вника и ч..рной см..родины, и выше всех быт клен, большое и грус..ное дерево, давно живущее над местным бурьяном и всеми р..стениями окрес..ных дворов и садов.

Сад был огорожен плетнем со всех сторон, лишь в одном месте была деревя..ая калитка. А в глубине сада, где были заросшие дебри со..ой травы, стояла глиня..ая стена глухого жилища. К этой стене с обеих сторон подходили садовые плетни и вместе с густою травой точно хранили этот..известный деревя..ый дом.

По А. Платонову




Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных