67. Говорим: составляем высказывание по картине. Читаем выразительно. Пишем: составляем высказывание на заданную тему
516. Прочитайте и спишите группы слов, которые объединены общей темой – их можно использовать для описания весны. Устно добавьте еще несколько слов, связанных с этой темой.
Солнце сиять весенний
Трава зеленеть яркий
Жаворонок петь звонкий
517. Рассмотрите репродукцию картины русского художника Аркадия Рылова “Зеленый шум”, которая была написана в 1904 году. На ней изображена весна, полная движения, радости,
518. Художник Аркадий Рылов назвал свою картину, наверное, под впечатлением от стихотворения Николая Некрасова. Прочитайте это стихотворение.
ЗЕЛЕНЫЙ ШУМ
Идет-гудет Зеленый Шум1,
Зеленый Шум, весенний шум!
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако, все зелено:
И воздух, и вода!
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
1 Так в народе называют пробуждение природы весной. (Прим. Николая Некрасова).
Аркадий Рылов. Зеленый шум
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!..
Николай Некрасов
Близки ли по настроению стихотворение Николая Некрасова и картина Аркадия Рылова? Обоснуйте свой ответ.
519. Выберите из стихотворения (упр. 518) и выучите наизусть несколько строчек, составляющих относительно законченную мысль. Запишите их по памяти.
520. Дополните группы слов, которые даны в упр. 516, используя стихотворение Н. Некрасова (упр. 518). Можете добавить новую группу слов – под впечатлением от работы с картиной и стихотворением.
521. Прочитайте еще одно стихотворение о весне. Какие образные выражения вам понравились?
А на поляне, в капельках росы,
Зачем лесные образы таятся?
Еще чуть-чуть и тени прояснятся,
И загудят шмелиные басы.
И оживет волнистый травостой,
И на пригорок выползет лягушка,
И мокрый уж свое обсушит брюшко…
Повсюду пахнет светом и весной.
Не уходи. Вдыхай озонный1 мед.
Запомни миг и серенькую пташку.
Не раздави счастливую букашку –
Земное наше утро настает…
Анатолий Масалов
522. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Найдите эти слова в материалах урока и в списке для запоминания, проверьте написанное.
Кач(?)нет, з..леный, в..се(н, нн)ий, ..льховые, с..гласиться, тр..стинка, цв..точ(?)ную, шм..линые, л..печут, (по)новому, сер..н(?)кую, вып..лнять, о(б, п)сушит, д..стать, пооч..реди,(по)прежн..му, вернуться, остан..вить, п..ймала, т..перь, п..ставила, про..снят(?)ся.
Весе́нний
Зеле́ный
1 Озонный – здесь: чистый, наполненный кислородом.
523. Напишите короткое высказывание о фрагменте картины А. Рылова, или об одной из строф стихотворения Н. Некрасова (упр. 518), или о стихотворении А. Масалова (упр. 521).