МОРФОЛОГИЯ
МЕСТОИМЕНИЕ
Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количество, но не называет их: я, он, его, себя, тот, никто, свой, столько.
Разряды местоимений по значению
Личные: | Притяжательные: | Возвратное: |
Я, ты, он, она, Оно, мы, вы, они. Грамматические признаки: лицо (я, ты); число (он, они); падеж (ты, к тебе) | Мои, твои, наш, ваш, Свои, его, ее, их. Грамматические признаки: род (его, Ее); Моему) | Себя Грамматические признаки: Падеж, кроме Им. п. (к себе, От себя) |
Указательные: | Определительные: |
Тот, этот, такой, таков, столько. Грамматические признаки: род (тот, та, то); Число (то, те); падеж (тот, тому) | Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой. Грамматические признаки: Род (иной, иная); число (иной, иные); падеж (иному, об ином) |
Вопросительные, относительные: | Неопределенные: | Отрицательные: |
Некто, Кто-то, кое-что, какой-либо, чей-нибудь, сколько-то. | ||
Никто, ничто, некого, нечего, Никакой, ничей. | ||
Кто, что, какой, который, чей, сколько. | ||
Грамматические признаки: падеж (у всех); род, число, падеж (какой, Который, чей) | Грамматические признаки: падеж (у всех); род, число, падеж (какой-то, чей-либо, некоторый и т. п.) | Грамматические признаки: Падеж (у всех); Род, число, падеж (никакой, ничей) |
Разбор местоимения
I. Часть речи.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (Им. п. ед. числа);
2. Постоянные признаки: а) разряд; б) лицо (уличных);
3. Непостоянные признаки: а) падеж; б) число; род (если есть).
III. Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение или определение.
Знакомимся с основными понятиями раздела
1. Экскурсия по учебнику. Найдите в содержании материалы, посвященные теме “Местоимение”. Какие темы, связанные с местоимением, вы будете изучать?
Найдите в учебнике параграфы, посвященные местоимению. Какой материал вам частично известен? Какие темы связаны с правописанием местоимения?
2. Аукцион знаний. Просмотрите материалы схемы. Какие термины и понятия вам известны? Переведите их на украинский язык.
3. Многие ученые-филологи соотносят местоимения с существительными. прилагательными и числительными. Местоимения – существительные указывают на лицо или предмет. Местоимения-прилагательные – на признак предмета. Местоимения-числительные – на количество или порядок при счете. Используя материалы схемы, продолжите перечень местоимений.
Местоимения-существительные: себя, … .
Местоимения-прилагательные: мой, твой, свой, наш, ваш, … .
Местоимения-числительные: столько, … .
4. Один ученик приводит пример местоимения определенного разряда; второй, используя материалы схемы, определяет разряд этого местоимения.
5. Прочитайте план разбора местоимения. Укажите морфологические признаки в словах я, к вам, ты, своего, моему.
Спишите предложения. Укажите разряд выделенных местоимений. Подчеркните местоимения как члены предложения. Сделайте вывод в роли каких членов предложения могут выступать местоимения?
1. Некто неслышно вошел в зрительный зал. 2. Мы услышали какой-то странный шорох. 3. Сергей нечаянно положил мою тетрадь в свой рюкзак.
§38-39 Местоимение: общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Разряды местоимений. Личные и притяжательные местоимения. Возвратное местоимение
351 Эксперимент
1. Прочитайте предложения и сравните их. Задайте вопросы к выделенным словам. Определите, на месте каких частей речи стоят местоимения.
1. Сергей принесет мою книгу завтра. – Ты принеси завтра мою книгу, пожалуйста. 2. Друзья отправились б поход. – Они отправились в поход. 3. Неизвестный человек стоял у входа. – Какой-то человек стоял у входа. 4. В сумке лежало пять яблок. – В сумке лежало несколько яблок.
2. Прочитайте перевод термина “местоимение”. Почему изучаемая в этом параграфе часть речи называется местоимением.
Местоимение – от латинского слова прономен – “вместо имени”.
352 Анализ теоретического материала
1. Прочитайте теоретический материал о местоимении. Отметьте информацию, которая вам уже известна. Какая информация является для вас новой?
2. Сопоставьте материал параграфа с материалом схемы на с. 154. Какая информация есть на с. 154, но отсутствует в параграфе? Какой информации нет в обобщающих материалах о местоимении на с. 154?
Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет (кто? что?): я, ты, никто: признак (какой? чей?): такой, этот или количество (который? сколько?): столько, но не называет их.
По значению местоимения делятся на разряды: личные (я, ты, он и т. д.), притяжательные (мой, твой, наш и т. д.). возвратное (себя), указательные (тот, этот и т. д.), определительные (сам, всякий, любой и т. д.). относительные (кто, что, какой и т. д.), вопросительные (кто?, что?, какой? и т. д.). неопределенные (некто, кое-кто, какой-либо и т. д.). отрицательные (ничто, никого, никакой и т. д.).
Все местоимения изменяются по падежам: я – меня, тот – тому, наш – нашим, кто – кого, какой – о каком, весь – всяким, какой-либо – какого-либо.
Притяжательные (мой, твой, наш и др.), определительные (всякий, любой, другой и др.) и указательные (этот, столько и др.), как имена прилагательные, изменяются по числам, родам и падежам и согласуются с именем существительным, к которому они относятся.
В предложении местоимение может быть подлежащим сегодня всех удивил!), дополнением (Ребята увидели светящееся вдалеке.): определением (Я испытывал сомнения.)
353
1. Спишите текст.
2. Выделенные слова являются местоимениями. Используя материалы схемы на с. 154. укажите в скобках их разряд. Отметьте, на что указывает местоимение: на предмет (предм.) – кто? что?, на признак (призн.) – какой? чей?, на количество (кол.) – сколько?
Решалась моя судьба на весь завтрашний день. Папин товарищ пригласил родителей провести воскресенье у него на даче, но меня туда брать было нельзя, потому что сынишка Харитонова болел корью. Мама никогда не оставляла меня надолго одного – ей все казалось, что я еще маленький ребенок. В новом доме мы поселились несколько дней назад, ни с кем из соседей еще не успели познакомиться, поэтому мама хотела “подбросить” меня на воскресенье к своей приятельнице.
Папа возражал, говоря, что неудобно беспокоить приятельницу и что пора приучать меня к самостоятельности.
Я стоял и слушал этот спор, от волнения выкручивая себе пальцы за спиной. Провести хотя бы один день без присмотра взрослых было моей давнишней мечтой, а теперь, когда мы переехали в новый дом, мне этого хотелось с удвоенной силой.
По Ю. Сотнику
Личные местоимения
354
1. Что вы знаете о личных местоимениях из изученного ранее?
2. Найдите в схеме на с. 154 информацию о том, как изменяются личные местоимения.
Личные местоимения указывают на конкретное лицо или лица (я, ты, мы, вы) либо на лица (не участвующие в разговоре) и предметы (он, она, оно, они).
Личные местоимения имеют следующие морфологические признаки: лицо (я, мы – 1-е лицо: ты, вы – 2-е лицо; он, она, оно, они – 3-є лицо): число (единственное: я, ты, он, она, оно и множественное: мы, вы, они).
Личные местоимения изменяются по падежам. При склонении местоимений иногда меняется все слово: я – меня; мы – нас, он – ему. В косвенных падежах местоимений 3-го лица посте предлога появляется буква н: он –
355
1. Сопоставьте местоимение в начальной форме и его формы в косвенных падежах. В чем особенность форм местоимений в косвенных падежах? В каком случае в местоимениях 3-го лица появляется в начале слова буква н?
2. После каждой группы укажите в скобках лицо и число. Над каждым местоимением напишите его падеж.
1. Я – меня, мне, обо мне, со мной (1л., ед. ч.).
2. Ты – тебя, тебе, о тебе, с тобой.
3. Он, оно – его, ему, с ним, о нем, она – ее, ей, о ней. с ней.
4. Мы – нас, нам, с нами, о нас.
5. Вы – вас, вам. с вами, о вас.
6. Они – их, им, о них, с ними, о них.
356
1. Восстановите словосочетания, ставя личные местоимения в нужную форму.
2. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. В скобках укажите лицо, число и падеж местоимения.
3. Отметьте в словосочетании главное слово (х).
Пришел к (он), ра..говаривал с (она), пр..готовит для (они), пр..к..снулся к (они), предл..гаеш.. (они); соб..раешься ко (я), заб..решь у (я), одного с (я) возр..ста.
4. Составьте со словосочетаниями три предложения. Подчеркните местоимения как члены предложения.
Поставьте личные местоимения я, он, она, мы, они в форму косвенных падежей, используя предлоги для, от, у, к (ко), по, с (со), о (обо). Запишите по образцу. Обозначьте орфограмму-пробел – раздельное написание местоимений с предлогами.
Образец. Оно – для_него, от_него, у_него, к_нему, по_нему, с_ним, о_нем.
358
1. Прочитайте текст, употребляя местоимения в нужной форме.
Озаглавьте текст. Какими средствами связи соединены предложения в тексте?
2. Выпишите из текста все местоимения, ставя их в нужную форму. Укажите их падеж. Используя схему на с. 154. укажите разряд местоимений.
Я был поражен солнечной голубизной моря. Глаза у (я) слезились от морского ветра. Ветер был очень силен. Он поддерживал (мы), когда мы спускались с обрыва к морю.
Кыш первым подбежал к воде, лизнул (она), фыркнул. В этот момент как раз набежала волна, но он ухитрился подпрыгнуть и отбежать. Отбежал, улегся между двух камней и стал следить за волной. Он думал, что она с (он) играет, но подойти поближе боялся.
Мы устроили навес и пять минут загорали. У (я) сил больше не было терпеть, и мы пошли в море.
Я вошел по пояс в воду, поскользнулся, упал, начал барахтаться и кричать:
– Море! Море! Ура!
По Ю. Алешковскому
3. Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения.
359 Изложение
359 Изложения
1. Составьте пунктуационные схемы предложений упражнения 358. Выпишите десять слов, написание которых может вызвать у вас затруднения.
2. Запишите текст по памяти, используя выписанные материалы в качестве опорных.
Внимание!
Местоимение Вы пишется с прописной буквы при обращении к одному лицу в официальных документах и личных письмах как форма выражения вежливости: сообщаем Вам…; Поздравляем Вас….
360
Спишите предложения, ставя местоимение вы в нужную форму. Расставьте знаки препинания.
1. Уважаемый Николай Петрович от имени всего класса поздравляем (вы) с юбилеем. 2. Довожу до (вы) сведения что в нашем доме уже два дня отсутствует электроэнергия.
3. Приглашаем (вы) Ирина Анатольевна на торжественный вечер в честь Дня учителя.
Учись учиться, учись общаться, учись жить о культуре общения
Личные местоимения он, она, они указывают на лиц, не участвующих в диалоге, поэтому использование этих местоимений по отношению к собеседникам недопустимо.
361 Редактирование
1. Найдите в тексте ошибки, учитывая, что в разговоре участвуют трое.
2. Разыграйте полилог, используя в речи одного из участников разговора предложенное высказывание в исправленном виде. Другие участники должны ответить репликой на порученное им задание.
1. – Нам поручили подготовить совместный проект по истории нашего города. Я буду отбирать материал. Никита займется художественным оформлением, а она возьмет на себя презентацию нашей работы.
2. – Хочу вас обрадовать. Мы будем участвовать в школьном конкурсе на лучшую постановку сказки.
Сергей напишет сценарий, он найдет костюмы, я подготовлю реквизит и подумаю над постановкой.
Реквизит
362 Притяжательные местоимения
Используя материалы схемы на с. 154, заполните пропуски в таблице, подбирая соответствующие личным местоимениям притяжательные местоимения и, наоборот, соответствующие притяжательным местоимениям личные.
Личные | Притяжательные | Возвратное |
Я | Мой | Себя |
Твои |
Личные | Притяжательные | Возвратное |
Он | Его | |
Она | ||
Оно | Его | |
Мы | Наш | |
Вы | … | |
… | Их |
Притяжательные местоимения выражают принадлежность к 1-му (.мой, наш), 2-му (твой, ваш), 3-му лицу (его, ее, их). Местоимение свой может относиться к любому лицу.
Притяжательные местоимения соотносятся с притяжательными прилагательными. Однако прилагательные называют конкретное лицо, которому что-то принадлежит, а местоимения только указывают на это лицо: Петина тетрадь – его тетрадь.
Притяжательные местоимения изменяются по числам, родам и падежам, как прилагательные. В предложении обычно бывают определениями.
Местоимения его, ее, их совпадают с формами родительного падежа местоимений он, она, они. Но при наличии предлога к ним не присоединяется буква н: от ее голоса, к его бабушке, с их родителями.
Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой изменяются по падежам (моего – моему, твоему – твоим, наш – нашим, вашему – о вашем), а местоимения его, ее, их не изменяются (к его дому, их правами, о ее голосе).
Внимание!
Окончания местоимений н(аи, ваш в формах косвенных падежей можно проверить с помощью вопроса:
363
1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните местоимения как члены предложения.
2. Укажите разряд местоимений (см. схему на с. 154).
1. Накануне вечером мама и папа сидели на лавочке у подъезда нашего большого нового дома и спорили. 2. Его биография конечно примечательна и трагична (В. Брагин). 3. Над моим домом к сожалению сегодня совсем не плывут облака (С. Козлов).
3. Сделайте морфологический разбор одного местоимения.
364
Замените сочетание существительное + существительное сначала сочетанием существительное + притяжательное прилагательное: затем существительное – притяжательное местоимение.
Нора лисы – лисья нора – ее нора, хвост лисицы: логово волка; лай собаки; берлога медведя; следы зайца; яд змеи; гнезда птиц; верность лебедя: вещь сестрицы: плащ папы; девочка соседей.
365
1. Выпишите сначала предложения с личными местоимениями (кто? что?), затем предложения с притяжательными местоимениями (чей?).
1. Я встретил его. – Это была его куртка. 2. Я сразу узнал ее. – Ее голос я узнал сразу. 3. У них есть замечательная игра. – Их игра мне очень понравилась. 4. У меня не было времени ждать его. – К его дому подъехал красный автомобиль. 5. Ее всегда интересовала классическая музыка. – Я всегда восхищался ее голосом.
2. Выразите смысл выделенного предложения двумя собственными вариантами выражения мысли.
Возвратное местоимение
Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа:
Р. п. – себя.
Д. п. – себе;
В. п. – себя.
Тв. п. – собой;
П. п. – (о) себе.
В предложении возвратное местоимение является дополнением:
366
1. Спишите фразеологизмы, вставляя местоимение себя в нужной форме.
2. Объясните, как вы понимаете значение каждого фразеологизма.
1. … на уме. 2. Не в…. 3. Вышел из… . 4. Скупой… добра хочет. 5. Бранить – … тешить! 6. Не делай другому то, чего сам… не желаешь. 7. Когда… хочешь добра, то никому не делай зла. 8. Чего… не хочешь, то и другому не твори. 9. Шутку любишь над Фомой, так люби и над….
Проверьте свои знания
367
Найдите неточность в утверждении.
1. Все перечисленные местоимения относятся к личным: мне, тобой, он, ваш, вас.
2. Все перечисленные местоимения относятся к притяжательным: нашего, собой, твоего, моему, твоем.
3. Местоимения его, ее, их изменяются по падежам.
368 Редактирование
1. Спишите текст, заменяя выделенные слова подходящими по смыслу местоимениями.
2. Укажите в тексте все местоимения, их разряд и падеж
Полон стол игрушек и сластей – и все это принадлежит только Павлику. Однако Павлику этого показалось мало. Павлик потихоньку перетащил из детской в гостиную все свои старые игрушки. Теперь игрушек было много, но и этого ему показалось недостаточно…
Павлика уже давно тревожил один очень большой пряник, повешенный совсем невысоко на желтой нитке. Красота этого пряника в виде звезды с дыркой посредине вызывала непреодолимое желание съесть пряник как можно скорее.
Павлик отцепил пряник от ветки и сунул в рот. К своему удивлению. Павлик заметил, что пряник вовсе не такой вкусный, как он думал.
Павлик с отвращением повесил обратно на ветку надкушенный пряник.
По В. Катаеву