НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ИХ ПРАВОПИСАНИЕ

ЯЗЫК

МОРФОЛОГИЯ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

§ 29. НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ИХ ПРАВОПИСАНИЕ

МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

Понаблюдайте, от каких слов и каким способом образованы слова первого и второго столбиков. Графически обозначьте суффиксы. Назовите наиболее употребительные суффиксы прилагательных.

Школьный – пришкольным

Берег – прибрежный

Еж – ежовый

Ключ – ключевой

Луч – лучистый

Счастье – счастливый

Улыбка – улыбчивый

Учитель – учительский

Казак

– казацкий

Ткач – ткацкий

Молодец – молодецкий

Отечество- отечественный

Кожа – кожаный

Журавль – журавлиный

Серебро – серебряный

Осень – осенний

169. Запишите выделенные слова, данные в материале для наблюдений. Попробуйте объяснить, почему от существительных с основой на – к, – ч, – ц образованы прилагательные с суффиксом – к-. При затруднении обратитесь к схеме.

 НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ИХ ПРАВОПИСАНИЕ

Примечание: В названиях месяцев перед

суффиксом – ск – пишется ь. Исключение – январский.

170. І. Отданных слов образуйте прилагательные с суффиксами – к-, – ск-, – лив-, – чив-.

Обратите внимание на написание и в суффиксах – лив-, – чив-. Объясните правописание суффиксов – к – и – ск-.

Горечь, человек, матрос, моряк, казак, июнь, добряк, счастье, шутка, боязнь, разговор, говор, догадка, улыбка, причуда.

II. Составьте с образованными прилагательными и данными существительными словосочетания. Запишите, обозначьте в них главное слово.

Играем

Представьте себе, что вам надо провести лингвистическую игру с учащимися 4 класса. Придумайте название игры и опишите ее, используя прилагательные: приветливый, счастливый, улыбчивый, трусливый, доверчивый, болтливый, трудолюбивый, разговорчивый, шутливый, забывчивый, завистливый, догадливый, обидчивый, вспыльчивый, пытливый, боязливый, хвастливый, вдумчивый и т. д.

Победит тот, кто быстрее и четче опишет условия игры, придумает интересное название и сможет провести ее с учащимися своего класса в виде репетиции.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

Спишите прилагательные, выделите в них суффиксы. Обратите внимание, в каких случаях прилагательные пишутся с – я-, а в каких – с – нн-. Сделайте вывод. Сверьте его с правилом, данным ниже.

Кожаный

Гусиный

Серебряный

Травяной

Лимонный

Безветренный

Дисциплинированный

Отечественный

– Прилагательные с суффиксами – ан-, – ян-, – ин – пишутся с одной н: кожаный, серебряный, павлиний. Исключение: деревянный, оловянный у стеклянный. Если прилагательное образовано от существительного с основой на – н с помощью суффикса – н – или с помощью суффиксов – енн-, – онн – и от глаголов с суффиксами – ова, – ева-, то в нем пишется две н: осенний, отечественный, революционный, дисциплинированный. Исключение: ветреный (но безветренный).

В кратких прилагательных пишется столько же букв к, сколько и в полных, кроме форм м. р.: туманная даль – даль туманна; рисунок необыкновенный – костюм необыкновенен.

171. I. Словосочетания “существительное + существительное” замените словосочетанием “прилагательное + существительное”, запишите. Расскажите о правописании суффиксов прилагательных.

Портфель из кожи

Ложка и з серебра

Кувшин из глины

Слиток из олова.

Шарик из дерева

Банка из стекла

Деталь из железа

Решетка из дерева.

II. Составьте три предложения, разных по цели высказывания, употребив образованные словосочетания.

III. Сделайте морфологический разбор прилагательного и существительного (по выбору).

ХОТИМ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ!

В русском языке всего 3 прилагательных с суффиксом – ан: I кожаный, ржаной, песчаный, и всего 120 беспрефиксных отглагольных прилагательных, которые преобразуются в причастия, если к ним добавить зависимое слово: кошеный луг – кошенный в июле луг. Но! 6000 префиксальных глагольных форм и форм на – ованный, – еванный, в которых пишется две буквы н: дисциплинированный, организованный.

172. I. Спишите текст, раскрывая скобки. Графически обозначьте суффиксы в словах с н, нн и объясните их правописание.

У нее были синие-синие глаза, и вокруг них были дли(н, нн)ые ресницы. Она была в серебря(н, нн)ом платье с воздушным плащом, и у нее были дли(н, нн)ые руки, она ими взмахнула, как птица, и вскочила на огромный голубой шар. Она стояла на шаре. И потом вдруг побежала, как будто захотела спрыгнуть с него, но шар завертелся под ее ногами, и она на нем вот так как будто бежала, а на самом деле ехала вокруг арены. Я таких девочек никогда не видел. Все они были обыкнове(н, нн)ые, а эта какая-то особе(н, нн)ая. Она весело смеялась, когда так бегала, как будто плыла, и я подумал, что она, наверно, и есть Дюймовочка, такая она была маленькая, милая и необыкнове(н, нн)ая.

(В. Драгунский)

II. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность написания суффиксов прилагательных.

III. Сделайте морфологический разбор выделенного слова.

IV. Перескажите текст, используя авторские выразительные средства.

173. I. Составьте схему, разъясняющую написание н и нн в суффиксах прилагательных; используйте правило на с. 127.

II. Подберите примеры к правилу (с. 127) и запишите их. Графически обозначьте суффиксы в примерах.

III. Спишите предложения, вставляя подходящие по смыслу прилагательные с н, нн. Подчеркните прилагательные как члены предложения.

1. Выпал иней и повисли… нити на деревьях. 2. Как радует нас солнце в первый… день. 3. Гитара относится к… музыкальным инструментам. 4. Мне купили новый… портфель.

174. I. Спишите текст, раскрывая скобки. Объясните графически написание н, нн в прилагательных, выделив суффиксы.

В Кирове силами писателей и краеведов был создан литературный музей. Он разместился в доме, в котором жил во время ссылки Салтыков-Щедрин. В одной из комнат мемориальный кабинет писателя. Здесь письме(н, нн)ый стол (секретер) и стари(н, нн)ое кресло, большое зеркало и диван из “присутстве(н, нн)ых мест”, стари(н, нн)ые насте(н, нн)ые часы с боем, стулья “базарной работы”, книж(н, нн)ый шкаф с изданиями, присланными по просьбе Салтыкова, панорама Вятки 1850-х годов. На столе колокольчик, подсвечники, чернильница, подставка с гуси(н, нн)ыми перьями, ра(н, нн)ие портреты родителей писателя, портреты жены и детей, друзей и знакомых.

(По Е. Петряеву)

II. Объясните значение выделенных слов. При затруднении обратитесь к толковому словарю.

III. Сделайте необходимые выписки для сочинения-описания интерьера.




НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ИХ ПРАВОПИСАНИЕ