5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ И ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
10
1.Выучи стихотворение “Переплетчица” наизусть. Запиши его по памяти. Обозначь орфограммы.
2. Ответь на каждый вопрос одним словом из стихотворения.
– О какой профессии говорится в стихотворении? Кто изорвал книжку? Что предложила сделать героиня стихотворения?
11
1. Прослушай сказку, которую прочитает учитель.
ЕЖИК, КОТОРОГО МОЖНО БЫЛО ПОГЛАДИТЬ
Все ежи на свете – колючие. На них столько острых иголок, что не дотронешься
Шел Ежик по лесу. Видит: на пеньке сидит Зайчонок и ест из тарелки манную кашу столовой ложкой.
Съел Зайчонок кашу и сказал:
– Спасибо, мама!
Подошла к Зайчонку мама Зайчиха, по головке его погладила и похвалила:
– Молодец! Какой у меня воспитанный сынок!
А Ежику, которого никто и никогда не гладил так ласково, вдруг стало очень грустно, и он заплакал.
Увидела Зайчиха, что Ежик горько
– Кто тебя обидел?
– Никто не обидел, – отвечает Ежик.
– А почему тогда ты плачешь?
– Потому, что вы Зайчонка… погладили… лапкой.
– А разве тебя твоя мама не гладит?
– Не гладит. Никто меня не гладит.
– Я бы тебя, малыш, погладила, если бы… если бы ты не был таким колючим, – пожалела Ежика Зайчиха.
– Конечно, она бы тебя погладила, – вмешался Зайчонок. – Но можно очень даже просто лапку уколоть.
– А если… если я перестану быть колючим? – вдруг спросил Ежик.
– Тогда другое дело, – говорит Зайчиха.
Ежик етап кувыркаться и кататься по земле, пока не нацепил на свои иголки целый ворох опавших листьев.
Он стал похож на разноцветный шарик.
Когда шарик подкатился к Зайчихе, Ежик просунул сквозь листья черную кнопочку носа и пробормотал:
– Теперь я… совсем… неколючий. Правда?
– Иди сюда, – ласково позвала его Зайчиха.
Она улыбнулась и погладила Ежика.
– Молодец! – сказала Зайчиха. – Ах, какой умный и находчивый Ежик растет!
По М. Пляцковскому
2. Как ты думаешь, о чем эта сказка: о ежике или о том, что каждый хочет, чтобы его приласкали, похвалили? Докажи свое мнение.
3. Прочитай выделенные предложения. Какое из них предложение-сообщение, предложение-вопрос, предложение-просьба?
4. Рассмотри рисунки к сказке. Придумай и запиши к первому рисунку – предложение-сообщение, ко второму – предложение-вопрос, к третьему – предложение – просьбу.
Предложения различают по цели высказывания.
Предложение-сообщение, в котором рассказывается о чем-то, называется повествовательным. Например: Шел ежик по лесу.
Предложение, в котором есть вопрос, называется вопросительным. Например: Кто тебя обидел? Почему ты плачешь?
Предложение, в котором есть просьба или требование, побуждает человека к действию. Оно называется побудительным. Например: Подойди ко мне.
12
1. Прочитай предложения с нужной интонацией.
У меня нет п..нала. А портфель у тебя есть? П..нал – это самое главное для школьника. Неужели? Не волнуйся, пойдем в м..г..зин! Выбирай!
2. Спиши сначала побудительные, затем повествовательные, а потом вопросительные предложения, вставляя пропущенные буквы.
3. Выпиши из текста выделенные слова, разделяя их для переноса.
В побудительных предложениях может содержаться просьба или совет, приказ или требование, пожелание или приглашение. Например: Подай, пожалуйста, ручку. Шагом марш! Будьте здоровы!
13
1. Прочитай побудительные предложения.
Не х..ди со двора, бу..ь умницей! С..ешь моего ржаного пиро..ка! Печ..ка, печ..ка, скаж.. ! Не дожидайся, бери бра..ца и б..ги! Запрягай скорее, поезжай за дочер..ю. Садись, милая дочь, в сани. Сгинь, М..розко!
2. Найди предложения-просьбы, предложения-приказы, предложение-совет, предложение-приглашение. Из каких они сказок?
3. Спиши слова с пропущенными буквами, вставляя их там, где нужно.
Кто быстрее письменно составит два предложения-просьбы?
1. Восстанови схему письменно. Что в ней пропущено?
2. Какая интонация у вопросительного предложения? Какие виды побудительных предложений ты знаешь?
1. Перескажи родителям сказку “Ежик, которого можно было погладить”. Приведи из текста примеры разных видов предложений по цели высказывания.
2. Выпиши предложения, которые доказывают, что Ежик был находчивым.