66. Проверяем себя: списываем текст и проверяем написанное. Читаем, обсуждаем прочитанное
514. Прочитайте текст, затем спишите его. При списывании будьте внимательными, чтобы не допустить ни одной ошибки. Обращайте внимание на то, как пишется каждое слово, где и какие ставятся знаки препинания.
У наших предков всегда было презрительное отношение к “Иванам, не помнящим родства”, живущим лишь сегодняшним днем. Чтобы строить будущую жизнь, очень полезно знать, какими мы были раньше.
Человек должен интересоваться не только историей
Не может быть, чтобы у человека во всем роду никого интересного не было. Кто-нибудь мастером классным был, или на гуслях лучше всех играл, или сказки рассказывал, или пахал всем на зависть, или воевал храбро.
Хранить традиции рода – долг каждого из нас.
Просто́рный
Свобо́дный
1 Учтивость – вежливость.
515. Считаете ли вы важным то, о чем говорится в тексте, который использовался для списывания (упр. 514)? Ознакомьте с ним родителей, а также прочитайте вместе данный ниже рассказ. Обсудите прочитанное.
МАЛЬЧИК В КРАСНОЙ РУБАШКЕ
Однажды
Папа усмехнулся: “Куда загнул2! Я тебе скорее отвечу, кто был прадедушка Ивана Грозного. А о своем деде я знаю только, что он умер в 42-м году, в блокаду”.
Тогда я говорю: “Чепуха какая-то получается. Про прадедушку Ивана Грозного знаем, а про своего деда нет. Разве это правильно? “
Папа помолчал, а потом сказал: “А ведь ты прав. Сам я об этом глубоко не думал. Все новый мир торопился построить, а про старый и не вспоминал почти. Да.
Вот мы в учебнике истории слово “знать” встречаем, и сразу нам пышная свита3 на конях представляется. А ведь, кроме существительного “знать”, есть еще глагол “знать”, то есть ведать, помнить”.
На другой день, когда я пришел из школы, папа сказал: “Нашел я адрес родственницы твоего деда Вязьмикиной Веры Ивановны. Живет в Калининской области. От Веры Ивановны можно будет узнать и про деда твоего, и про прадеда. Давай махнем туда на машине на майские праздники. Часов за шесть доедем “.
“Ура!” – завопил я и кинулся папе на шею.
1 Поручик – воинское звание младшего офицера, а также лицо, имеющее это звание.
2 Загнуть – здесь: сказать (что-нибудь резкое, необычное, неуместное).
3 Свита – лица, сопровождающие какую-нибудь важную особу.
Через несколько дней мы стояли у теткиного дома и слушали полную молодую женщину с добрым, усталым лицом.
– Померла она, Вера Ивановна. Года уже четыре тому назад. Она ведь одинокая была. А вы кто же будете? Родные? Тогда я вам ее ларчик с бумагами отдам.
В шкатулке были письма, а на дне лежал совсем маленький портрет мальчика в красной рубашке. Длинная челка падала мальчишке на глаза, а серьезное, грустное лицо было в веснушках. На обороте проступали слова “Родился в 1615 году. Хранить тщательно. Он начало рода”.
“А ведь родственник твой на тебя похож”, – воскликнул папа. И дрожащими от волнения руками стал разворачивать одно из писем.
– Милый друг Верочка, – писал мой прадед из блокадного Ленинграда, – у меня большая радость – получил наконец письмо от брата Миши. Только вышел из бомбоубежища после обстрела – гляжу, почтальон. Самое главное – Миша жив. Сейчас он в Севастополе, командует ротой. Бои там, похоже, ужасные. Ничего, даст Бог, выстоим. И Севастополь нам защищать не впервой. Может быть, ты помнишь, дядя рассказывал нам про нашего прадеда, героя обороны Севастополя в Крымскую кампанию1. Надо будет непременно написать об этом Мише…
– Погоди, папа, – прервал я чтение. – Так ведь это…
Домой мы возвращались уже ночью. Я крепко сжимал в руках пачку писем, фотографий, старых бумаг. И мне представлялось, что мы с папой мчимся сейчас в машине времени. Мчимся туда, где нас ждут.
Николай Федоров
Это интересно!
Слово поколение было образовано суффиксальнопрефиксальным способом от колено – “род, племя, колено” (сравните: в пятом колене).
Помог ли вам этот рассказ изменить отношение к прошлому вашей семьи? Что нужно, по-вашему, делать, чтобы сохранить устои, традиции рода?
1 Кампания – здесь: война, включающая военные действия на какой-то одной территории.
Какой эпизод в рассказе понравился вам больше всего? Как бы вы проиллюстрировали его? Опишите.