55. Сложное предложение (продолжение). Читаем молча: составляем вопросы к тексту. Говорим: составляем высказывание по опорным словам
439. Прочитайте текст. Расскажите, какие русские игрушки известны с давних времен. По каким признакам они получили свое название? С какими изделиями украинских народных умельцев их можно сравнить? Песенку, с помощью которой люди весну закликали, выучите наизусть.
РУССКАЯ ИГРУШКА
Издавна на Руси делают игрушки народные уме льны. Называются эти игрушки по имени селений, где их создают.
Богородицкую
Богородицкая игрушка
Дымковская игрушка
А бывают расписные деревянные игрушки. Например, всем известные матрешки.
Городецкая игрушка
Известны также глиняные лепные игрушки. До чего красивы филимоновские и дымковские кони, барыни, петухи! Игрушки нарядно украшены разноцветными полосочками,
Уж ты пташечка, Ты возьми
Ты залетная! Ключи весенние,
Ты слетай Замкни зиму –
На сине море, Отомкни лето.
Из журнала
В некоторых предложениях первого и второго абзацев подчеркнуты главные члены. Какие из этих предложений простые, а какие – сложные? Какие из сложных предложений можно разделить на части, каждая из которых является самостоятельной?
Назовите сложные предложения, в которых части, став самостоятельными, трудны для понимания.
Может ли простое предложение начинаться со слов который, потому что?
Обратите внимание! В этом тексте использованы и простые, и сложные предложения, что делает его богаче, позволяет выразить разные по сложности мысли. Употребление же однообразных по строению предложений обедняет речь.
440. Какие из игрушек, о которых идет речь в тексте (упр. 439), изображены на фото? А какую игрушку вы хотели бы сами нарисовать? Нарисуйте ее или опишите словами, как она должна выглядеть.
441. Составьте из данных простых предложений сложные, используя союзы и, а, что, чтобы, который. Запишите, а затем прочитайте вслух, соблюдая правильную интонацию. В каком предложении нужно голосом показать, что вторая часть отражает цель того, о чем говорится в первой?
1. На уроке труда мы получили задание вылепить из пластилина какое-нибудь животное. Я решил сделать коня. 2. Одни ученики захотели украсить игрушки гуашью. Некоторые ребята пожелали сделать узор палочкой. 3. Перед началом работы учитель напомнил нам. Каждая игрушка должна иметь свой характер. 4. Лучшие работы были отобраны для выставки. Школьники могли познакомиться с творчеством своих ровесников. 5. Больше всего ребятам понравился голубь. Хвост был пышным, наподобие веера.
442. Прочитайте, обращая внимание на произношение выделенных слов. Какой темой объединены эти словосочетания? Составьте с ними небольшое высказывание. Используйте в тексте сложные предложения.
Любовь к книгам; внимательный библиотекарь; взять сроком на семь дней; внести дату в календарь.
443. Прочитайте отрывок из “Сказки о золотом петушке” Александра Пушкина. Выучите его наизусть; запишите по памяти последнее предложение.
Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;
Было ль, не было ль сраженья, –
Нет Дадону донесенья.
Петушок кричит опять.
Кличет царь другую рать;
Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого;
Петушок опять утих.
Снова вести нет о них!
Снова восемь дней проходит;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать
И ведет ее к востоку, –
Сам не зная, быть ли проку.
Александр Пушкин
444. Обратите внимание на правописание слов, данных в рамочке. Составьте с ними сложные предложения и запишите. Подчеркните в этих словах буквы, правописание которых и произношение обозначаемых ими звуков не совпадают.
Издавна
По о́череди