ПРЕДЛОЖЕНИЕ
УРОКИ 58 – 61 СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
302
Прочитай. Сколько здесь предложений?
Наступило утро. Взошло солнце. На деревьях заискрился иней.
Что говорится об утре? Что сказано о солнце? Что говорится об инее? Где заискрился иней?
Запомни!
Слова в предложении связаны между собой по смыслу. Связь слов в предложении можно установить с помощью вопросов:
Тихо дремлет река. – Река (ч т о д е л а е т?)
Дремлет. Дремлет (к а к?) тихо.
303
Прочитай.
Тропинкам, бегут, по, ребята, снежным, школу, в.
– Что
304
Прочитай. Как ты думаешь, какие люди побывали в поле раньше коровы?
Задумчиво в поле гуляла корова.
Корова искала доброе слово.
Но ей попадались цветы и травинки,
Коробки, бутылки и даже ботинки.
А доброе слово – увы! Не нашлось!
Ни с чем возвращаться корове пришлось.
Вероника Липанович
304
Рассмотри рисунок. Что не совпадает с текстом стихотворения? Какие добрые слова ты скажешь корове?
305
Напиши рассказ по содержанию текста стихотворения
1. Где гуляла корова?
2. Что она хотела услышать от людей?
3. Почему корова не нашла то, что искала?
4. За что ты можешь сказать корове “спасибо”?
306
Прочитай. Какие части растений мы едим? Найди ошибки. Запиши правильно каждую запись и дополни.
1. Корни: горох, кукуруза. 2. Листья: редис, морковь, свекла. 3. Плоды: шпинат, салат, капуста. 4. Семена: помидоры, огурцы, перец.
Для справок. Фасоль, щавель, картофель, баклажаны, репа, подсолнух.
307
Рассмотри рисунок.
Маслята белый гриб мухомор поганка
– Составь два предложения о грибах. Первое начни со слова собирай, второе – не трогай. Запиши предложения, в конце каждого поставь восклицательный знак.
308
Рассмотри рисунки и прочитай предложение.
1. Странная история! Куда девались яйца?
2. Пиф нашел в курятнике яйца. “Ну и вкусная же будет яичница!” – подумал он.
3. Тетя Агата и дядя Цезарь любили Пифа.
– Подбери предложения к рисункам. К какому предложению нет рисунка? Какой рисунок остался без подписи? Составь по нему два предложения, запиши их.
– Спиши выделенное предложение. Устно поставь вопросы ко всем словам этого предложения.
– Объясни употребление большой буквы в третьем предложении. Каким правилам подчиняются эти написания?
309
Дай полный ответ на вопрос. Запиши свой ответ Проверь написание по материалу “Для справок”. Устно поставь вопросы от слова к слову.
Каким видом транспорта ты ездишь к бабушке и дедушке (к друзьям, к знакомым)?
Для справок. Автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси, метро, поезд, самолет, теплоход, машина.
– Как ты понимаешь значение выражения вид транспорта? Расскажи.
310
Прочитай.
ГИМН УКРАИНЫ
Гимн – это торжественная патриотическая песня.
Гимн Украины прославляет нашу страну. Гимном Украина начинает и заканчивает свой день. Слушать гимн нужно стоя. Так мы проявляем свое уважение к Родине.
По Антонине Мовчун, Ларисе Соловец
– Как ты думаешь, почему гимн государства надо слушать стоя?
– Знаешь ли ты, что обозначают цвета украинского флага?
– Выпиши самое важное, на твой взгляд, предложение текста. Объясни свой выбор.
311
Прочитай. О каком времени года идет речь? Сравни два текста.
1. С юга вернулись соловьи. Прилетели ласточки. Зацвели первые цветы. Над ними запорхали яркие бабочки.
2. С юга вернулись соловьи, прилетели ласточки. Зацвели первые цветы, и над ними запорхали яркие бабочки.
– Сколько предложений в первом тексте, во втором? Как образованы предложения второго текста?
Обрати внимание!
Два предложения можно объединить в одно. Между частями такого предложения ставится запятая.
312
Прочитай. Из двух предложений составь одно, запиши его и обязательно поставь запятую.
Пригрело весеннее солнышко. На лесной полянке растаял снег.
313
Прочитай.
Часто кажется, что растения в дикой природе ведут себя странно. То прутик вдруг оживет! То листочек внезапно сорвется с места! На самом деле это животные так маскируются. Посади зеленого кузнечика на землю. Посмотри, какого цвета он станет.
– Какая основная мысль текста? Для ответа выбери одно из предложений и объясни свой выбор:
1. Иногда растения ведут себя странно. 2. Растения становятся животными. 3. Животные часто маскируются под растения. 4. Прутик оживает!
– В каких предложениях дается совет, рекомендация?
– Еще раз прочитай второе и третье предложения текста. Как они связаны между собой? Попробуй объединить эти два предложения в одно. Запиши текст.
314
Послушай рассказ, который прочитает учитель. Ответь на вопросы по содержанию прослушанного.
315
Составь и запиши текст “Ежик” по сборным словам.
Колючки, спасают, клубок, корм, грибы, яблочки.
316
Перестрой предложение так, чтобы выразить просьбу. Запиши их.
1. Андрей научил друга играть в шахматы.
2. Вера читает малышам сказку.