Урок 4. ЧТЕНИЕ ВСЛУХ
Учимся читать вслух, передавать содержание текста
18. Прочитай скороговорку, постепенно ускоряя темп чтения. При этом постарайся передать разные чувства: 1) ты доволен тем, что дрова лежат на дворе; 2) ты сердишься, что дрова разбросаны по траве.
На дворе трава, на траве дрова.
Читать можно вслух (громко) и молча (про себя). Чтение вслух (укр. читання вголос) – это чтение для других, оно должно донести до слушателей содержание и настроение текста.
19. Прочитай стихотворение. Какое настроение оно передает (светлое,
ОСЕННИЙ КЛАД
Падают с ветки желтые монетки,
Под ногами целый клад!
Это осень золотал
Дарит листья, не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.
И. Пивоваровa
· Какие слова помогают понять настроение стихотворения? Зачитай их.
· Почему стихотворение названо “Осенний клад”?
· Как ты понимаешь выражения золотая осень, золотые листья?
· Ответь одним предложением на вопрос: о чем это стихотворение?
20. Прочитай стихотворение. Какое настроение
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ
Дуют ветры жгучие,
Воя и трубя.
Солнце нахлобучило1
Тучу на себя.
Листья разгораются
Красные, как медь,
И собой стараются
Землю обогреть.
В. Орлов
1 Нахлобу́чить – надвинуть головной убор низко на лоб.
Можно ли утверждать, что в стихотворениях “Осенние листья” и “Осенний клад” передано одинаковое настроение? Подтверди свое мнение словами из текста.
· Как ты понимаешь выражение ветры жгучие?
· Какое время осени изображено в каждом из стихотворений? В первом стихотворении упоминаются листья цвета золота, а во втором – цвета меди. Чем различаются эти цвета?
21. Рассмотри фотоиллюстрации. Какая из них может иллюстрировать стихотворение “Осенний клад”, а какая – стихотворение “Осенние листья”? Почему ты так считаешь?
22. Задание на выбор. Спиши из стихотворения: а) “Осенний клад” (упр. 19) первое предложение; б) “Осенние листья” (упр. 20) первых два предложения. Отметь черточками место и длительность пауз (| – короткая пауза, || – средняя, ||| – длинная). Подчеркни слова, которые нужно выделять голосом.
Подготовься к чтению выписанных предложений вслух. Для этого несколько раз вслух прочитай их, стараясь голосом передать нужное настроение. Найди наиболее подходящий темп чтения (медленный, умеренный или быстрый).
23. Послушайте чтение вслух одноклассников. Отметьте достоинства и недостатки их чтения. Для этого воспользуйтесь данными вопросами.
1. Передано ли настроение стихотворения? 2. Правильно ли выбрана интонация (выделение нужного слова, паузы, повышение и понижение голоса)? 3. Соблюдался ли темп чтения? 4. Не было ли ошибок в произношении слов?
24. Проверь себя! А. Составь список главных слов урока. Б. Закончи предложение: Чтение вслух требует от чтеца…
25. Выучи наизусть стихотворение из упр. 19 или упр. 20 (на выбор).