Раздел 1. АНИМАЛИСТИКА. ПЕЙЗАЖ
5. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЖИВОТНЫХ
Анималистический жанр сочетает естественно-научные и художественные принципы и развивает наблюдательность и любовь к природе.
Об острой наблюдательности художников-охотников свидетельствуют изображения зверей и птиц в первобытном искусстве. Нередко главной задачей анималиста становится точность изображения животного (например, в иллюстрациях к научной и научно-популярной литературе).
Знание строения тела, жизни и привычек животного – необходимое условие для создания
Рисунок с живой натуры – основной способ изучения особенностей изображения животного. Впечатления, которые приходят непосредственно
Донна Лон. Наброски животных
Знакомство с рисованием животного лучше начать с учебного наброска. Набросок передает самыми общими и скупыми линиями разные позы, моменты движения и пропорции животного, а также отдельных его частей. Во время выполнения наброска не следует обращать внимание на лишние подробности. Набросок – это быстрый способ зафиксировать на бумаге свои первые впечатления от натуры.
Линия – главный элемент наброска, ее нужно наносить на бумагу легко и свободно, сохраняя четкость. Лучше наносить легкие линии, не зачерняя их: в таком случае можно оставлять неточные линии, не стирая их резинкой, и уточнять их, а в конце наброска стереть ненужное; таким образом мы привыкаем реже пользоваться резинкой и лишний раз не рыхлить бумагу, так как не каждая разновидность бумаги выдерживает резинку.
Набросок животного с натуры
Для первого знакомства с каким-нибудь зверем или птицей мы рассматриваем книги, атласы животных, посещаем зоопарк или природоведческий музей. Хотя у многих из нас дома есть домашние любимцы, которые заслуживают стать моделью для анималистического портрета.
Ученическая работа
А. Барщ. Наброски рыб.
Перо, тушь, карандаш
Ученическая работа
Рисовать животных сложнее, чем предметы, потому что, когда мы их изображаем, они не сидят неподвижно, а постоянно меняют свою позу и двигаются. Научиться рисовать животных можно, если это делать поэтапно. Возможно, не с первого раза вам удастся нарисовать правильно любимую кошку или собаку, но после нескольких попыток вы обязательно сможете это сделать.
Животных, конечно, лучше рисовать с натуры. Но как им объяснить, чтобы они сидели неподвижно? Единственный способ не спеша нарисовать вашего домашнего любимца – дождаться, когда он будет спать, и быстро “набросать” контур, потому что животное может изменить позу.
В крайнем случае, можно сфотографировать, а уж после этого по фотографии нарисовать вашу кошку или собаку (или какое-то другое животное). К счастью, современный художник-анималист, в отличие от художников прошлого, имеет такую возможность. Можно только представить, сколько времени у художников в былые времена занимали попытки “поймать” нужное движение животного, для того чтобы воссоздать его на картине.
Ученическая работа
Ученические работы
1. Какие изображения животных должны быть прежде всего очень точными? В каких животные “очеловечиваются”? Почему?
2. Чему надо уделить самое большое внимание, делая наброски животных?
Сделайте набросок животного с натуры или по фотографии. Инструменты и материалы: лист бумаги, карандаш, резинка, черная гелевая ручка, пастель, цветные карандаши.
План работы:
– На листе бумаги скомпонуйте изображение.
– Сравните его пропорции в целом.
– Сравните пропорции разных частей изображения между собой: длину к высоте и ширине.
– Исправьте ошибки.
В. Аверин. Иллюстрация к сказке И. Франко “Лисичка и Журавль”
Аверин Всеволод Григорьевич (1889-1946) – украинский художник-график, анималист. Работал в Харькове. Большинство работ художника выполнено в технике литографии, самые известные из них-серии “Звери зоосада” и “Куницы”. Внимание и наблюдательность сочетаются в них с истинным почтением к необычным “моделям”. Также Аверин иллюстрировал детские книжки (сказки “Колобок”, “Репка”), создавал портреты и пейзажи.
РИСОВАНИЕ ПО СХЕМЕ
Приготовьте бумагу, простой карандаш, резинку и краски или цветные карандаши.
С помощью пошаговых схем вы сможете нарисовать что угодно, главное – обращать надлежащее внимание на пропорции разных частей тела животного.
Обычно части тела вписываются в определенные геометрические фигуры – прямоугольники, овалы, треугольники. Такой способ рисования, конечно, более легкий, нежели рисование по всем правилам, с применением знаний анатомии животных.
МАСТЕР-КЛАСС
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА НАБРОСКОВ
Для набросков можно использовать бумагу разных сортов, разных размеров, цвета, тона, шершавости. Для набросков пером хорошо подходит гладенькая, плотная бумага, на которой не расплываются чернила или тушь. Для одноцветных и цветных набросков акварелью, тушью больше подходит бумага, которая не особо впитывает воду.
Для выполнения набросков можно использовать карандаши, средние и мягкие по твердости, уголь, сангину, соус, чернила, тушь, акварель, акварельные и пастельные мелки, фломастеры. Можно использовать и мягкие цветные карандаши, если только уметь со вкусом подбирать необходимое сочетание цветов. Например, не стоит использовать зеленые и синие карандаши для портрета или фигуры человека. Темные и теплые тона для этих целей подходят больше.
Соусом работают по-сухому и по-мокрому, если его заблаговременно развести водой до нужной консистенции и палочкой рисовать на влажной бумаге.
Интересны по своим изобразительным возможностям различные фломастеры. Особенно с такими фетровыми стержнями, которые позволяют рисовать и тонкими, и широкими линиями и быстро покрывать большие участки бумаги.
Для выполнения набросков часто используют акварель одного цвета или разных цветов. Заливка акварелью (заполнение пятен и плоскостей разведенной краской любой насыщенности) иногда совмещается с прорисовкой контура фломастером или пером. Наброски в несколько цветов сложнее. Для них нужно больше времени, опыта. Конечно же, они должны оставаться графическим изображением, где более-менее внимательно передаются локальные цветовые отношения между отдельными предметами и фоном.
Работа цельной тушью (или разбавленной водой) выполняется мягкой беличьей или другой кистью. Технически эта работа похожа на работу акварелью (заливка).
Интересны наброски акварельными мелками на слегка влажной бумаге (преимущественно одноцветные наброски).
Выбор материала и техники работы зависит прежде всего от замысла, от задачи, поставленной художником, от характера изображаемого объекта, личных склонностей и вкуса, умения владеть тем или иным материалом.
Капитолийская волчица. Обратите внимание, как условно, но очень декоративно мастер передал мех волчицы. Фигурки грудных детей Ромула и Рема, будущих основателей Рима, добавили значительно позже, уже в XVI в.