УРОК № 44
Тема. Не с именами существительными. Развитие речи. Культура речи. “Сказки А. С. Пушкина”
Цель: дать учащимся представление о написании не с именами существительными; формировать навыки выполнения морфологического разбора имени существительного; работать над развитием и культурой речи.
Оборудование: учебник, учебные тексты.
ХОД УРОКА
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Проверка домашнего задания.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснение учителя.
Новые
Некоторые существительные не употребляются без префикса не – и поэтому всегда пишутся с не слитно, например: невзгоды, ненастье, неряха, невежда, невидаль, недуг, нелепость, неожиданность.
Префикс не – надо отличать от частицы не. Частица не пишется отдельно,
2. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение.
Подберите к данным словам синонимы с префиксом не – и запишите их.
Горе, беспорядок, болезнь, ложь, грубость, подозрительность, враг, порицание.
ІV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Распределительный диктант.
Распределите словосочетания в два абзаца. В первый выпишите словосочетания, в которых не – – префикс, во второй – в которых не – часть корня.
Остановиться в (не)решительности, (не)брежность в одежде, упрек в (не)серьезности, ошибка из-за (не)внимательности, (не)аккуратность ученицы, (не)приветливость в обращении, рассказывать (не)былицы, (не)примиримость к врагу, оказаться (не)веждой, оставаться (не)учем, чувствовать (не)приязнь, большие (не)взгоды, (не)точность в ответе, (не)преклонность характера.
2. Диктант с комментированием.
Объясните правописание не с существительными.
1) Не терпение тут нужно, а умение. 2) Нетерпение так и сквозило в каждом его взгляде. 3) Не только умение необходимо в каждом деле, но и знания. 4) Все чаще приходилось мне испытывать недостаток знаний, неумение ответить на простые вопросы жизни. 5) В задержке весеннего сева была виновата не погода. 6) Расшумелась, разгулялась непогода.
3. Объяснительный диктант.
Запишите предложения, загадки отгадайте. Объясните написание не с существительными.
1) Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не лошадь. (Самолет) 2) Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга) 3) Сей в ненастье, а убирай в ведро. 4) Не работа сушит, а забота. 5) Небылица на тараканьих ножках ходит. 6) Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. (Трактор)
4. Творческий диктант.
Замените выделенные слова или словосочетания существительными с префиксом не-.
1) Плохо обдуманное дело может окончиться провалом (неудачей). 2) В движениях начинающего кататься на коньках чувствуется какое-то сомнение (неуверенность). 3) В новом костюме я чувствовал некоторое стеснение (неудобство). 4) В сказках встречаются разные выдумки (небылицы). 5) Подозреваемый вполне доказал отсутствие своей вины (невиновность).
V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ
1. Чтение текста.
(Учебник, с. 216-217.)
2. Работа с текстом.
1) Прочитайте библиографическую справку об А. С. Пушкине.
(Учебник, с. 218.)
2) Выполните упражнения 479, 480 (углубление знаний по теме “Лексика”).
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Работа с учебником.
Знакомство с морфологическим разбором имени существительного как итог работы по теме (с. 215).
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить теоретические сведения по теме “Имя существительное”. Упр. 477.
Индивидуальное задание: упр. 481, 483.