38. Однородные члены предложения (продолжение). Говорим: подбираем тематические группы слов. Читаем выразительно
302. Прочитайте текст.
Слова в языке можно объединять в группы по разным признакам. Например, по частям речи. Или по тому, в разговоре на какую тему можно использовать эти слова. Такие тематические группы слов могут называть, например, овощи, учебные принадлежности, профессии и др. К тематической группе можно отнести также другие слова, связанные по смыслу с данной группой слов. Они могут обозначать действия, признаки. Например:
Если вы научитесь отбирать нужные для данной темы слова, правильно и уместно употреблять их при построении собственных высказываний, ваша речь будет всегда содержательной, интересной для собеседника. В ней не будет лишнего, второстепенного, не имеющего отношения к теме разговора.
303. Рассмотрите фотоиллюстрацию, на которой изображена главная площадь Москвы – Красная площадь. “Красная” – значит “красивая”. А какие еще слова можно
Москва. Красная площадь
304. Прочитайте, определите тему текста.
К нам в гости из России приехал мой двоюродный брат Слава. Ему уже 14 лет, он живет в Москве. Говорит, что это очень большой и красивый город.
Вчера мы со Славой пошли на почту: ему нужно было получить деньги по переводу. Мы долго искали нужное окошко. Слава не понимал многих украинских слов в надписях, а я, как оказалось, совсем плохо знаю почту. Мы все же нашли то, что было нужно, но не сразу.
По дороге домой Слава попросил меня составить для него словарик “почтовых” слов, чтобы в следующий раз ему не пришлось расспрашивать, что такое “до запитання”, “рекомендовані листи” и другие. Я пообещала и уже стала составлять такой словарик:
Пошта – почта
Поштове відділення – почтовое отделение
Головпоштамт – главпочтамт
Лист – письмо
Переказ – перевод
Посилка, пакунок – посылка
Повідомлення – уведомление
Листівка – …
Міжміський телефон – …
Міжнародний телефон – …
Факс – …
Марка – …
рекомендований лист – … до запитання – …
Продолжите работу, начатую девочкой: переведите на русский язык слова, данные в последних пяти строчках, подберите еще несколько слов из этой тематической группы, запишите.
305. Поработайте в парах. Составьте диалог по такой ситуации: на почте один из посетителей (иностранец, плохо говорящий по-русски) не знает украинского языка и просит вас помочь ему разобраться в том, где какие почтовые операции выполняются.
Начиная работу, распределите роли и решите, в чем именно “иностранец” просит вас оказать ему помощь (получить, отправить, спросить, заполнить и т. д.).
Разыграйте составленный диалог перед классом.
306. Спишите, найдите однородные члены предложения, объясните знаки препинания.
Почтальон принес нам газету, журнал и письмо. Это письмо, наверное, от бабушки или от брата.
307. Прочитайте и дополните предложения, запишите их. Вспомните правило о запятой при повторяющихся союзах и, или между однородными членами предложения.
В детском журнале есть и стихи, и игры, … . Мне нужно выбрать, записать и выучить наизусть загадку, или скороговорку, или….
308. Прочитайте выразительно стихотворение.
ПИШУ ТЕБЕ ПИСЬМО
… А листок в конверте чист,
Нет на нем ни букв, ни строчек.
Пахнет осенью листочек –
С дерева опавший лист.
Только адрес твой да имя
На конверте напишу,
Синий ящик отыщу,
Свой листочек опущу.
Ты письмо мое получишь
И обрадуешься вдруг –
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг.
Сразу мне ответ пиши!
А кончаются чернила –
Просто перышко вложи,
Что синица обронила1.
Яков Аким
О мальчике или о девочке это стихотворение? Что герой стихотворения положил в конверт? Как вы считаете, стоит ли посылать кому-то такие письма? Почему? А что, по-вашему, думает об этом автор?
В этом стихотворении есть игра слов: автор употребляет слова лист (часть растения) и лист (кусок бумаги). Возможно ли такое в украинском языке?
Найдите предложения с однородными членами, объясните знаки препинания.
309. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Проверьте написание этих слов: найдите их в списке для запоминания или в материалах данного урока.
Осл..пител(?)но, тел..фон, де(тс, ц)кий, п..лучить, на(д, т)писях, к..н(?)чают(?)ся, к..снулись, вн..ман..е, попр..сил, отыщ.., пооб..щала, п..сылка, ч..вство, цв..ток,
П..чтал(?)он, ч..рнила, начинается, мол..дой, предложить. к..нверт, пер..вод.
1 Обронить – здесь: нечаянно уронить или, уронив, потерять.
Конве́рт
Посы́лка
310. Образуйте слова по образцу, запишите. Какое значение придает словам суффикс – ышк-7 Выберите одну пару слов и составьте с каждым словом предложение с однородными членами.
Можно ли заменить в ваших предложениях одно слово другим?
Перо – перышко, гнездо – … , стекло – , дно – … , солнце – ….