УРОК № 44
Тема. Речевая деятельность. Выборочное изложение текста повествовательного характера с элементами описания местности, памятников истории и культуры
Цель: научить школьников определять элементы содержания, входящие в состав текста типы речи; развивать у них умение отбирать необходимый материал для раскрытия темы; воспитывать у детей любовь к родному краю.
Ожидаемые результаты: учащиеся выбирают из текста материал на заданную тему; определяют основную мысль высказывания; используют речевые средства исходного
Оборудование: текст для изложения, фотографии.
Тип урока: применение знаний, умений и навыков.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
– Проверка домашнего задания.
– Беседа с учащимися.
– Что подразумевается под описанием местности?
– Как строится данное описание?
– Какую роль играет в тексте описание местности?
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
В Харьковской области множество изящных дворцов и имений, культовых сооружений.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Чтение текста учителем.
СТАРОМЕРЧИКСКИЙ ПАРК
Парк площадью 69 га был основан в начале XVIII века на базе естественной дубравы в селе Старый Мерчик Валковского района. Он расположен на склонах извилистой балки, у подножия которой протекает река Мерчик. По заказу харьковского магната – вице-губернатора Григория Шидловского – для его семьи прямо в парке был построен двухэтажный дворец – шедевр классицизма. Искусствоведы считают, что в этом здании, как в фокусе, собраны все приемы русского архитектора В. Баженова, разбросанные по отдельности в различных его постройках.
Главное украшение фасадов центральной части дворца – пилястры, образующие портик, которые венчает аттик с орнаментами, и вазы в глубоких нишах. (К нашему времени многие элементы декора, к сожалению, утрачены). По обе стороны от дворца симметрично расположены два одноэтажных флигеля. Один служил библиотекой, другой – домом для гостей. Дворец с флигелями вместе образуют так называемый курдонер – парадный двор. Недалеко от него стоят церковь, амбары и конюшни.
Парк перепланировали в английском стиле, то есть с использованием приемов свободной, пейзажной группировки растительности. Появились беседки, гроты, скульптуры и павильон в виде ротонды. Новый хозяин имения, Е. Духовский, пристроил к церкви колокольню и заменил в лепном декоре аттика герб Шидловского своим. Сейчас от былой красоты практически ничего не осталось. Однако даже в запущенном виде парк привлекает оригинальностью планировки и вековыми деревьями.
(И. Андренко)
– Беседа с учащимися.
– Какие типы речи объединяются в тексте?
– Какие описания присутствуют в тексте?
– Как построены описания парка и дворца?
– На каких деталях автор акцентирует внимание?
– В каких строках текста выражена его основная мысль?
– Какие фрагменты текста можно сократить или поменять их местоположение? (О замене герба – к описанию фасада.)
– Словарная работа.
Классицизм – направление в искусстве ХVII-ХVIII вв., основанное на подражании античным образцам как эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма присущи регулярность планировки и четкость объемной формы.
Фасад – передняя сторона здания.
Пилястры – четырехгранные полуколонны, одна грань которых прилегает к стене.
Аттик – декоративная стена над карнизом.
Портик – крытая галерея с колоннами, прилегающая к зданию.
Декор – совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или интерьеров.
Орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании элементов.
Флигель – вспомогательная пристройка к жилому дому или отдельно стоящая второстепенная постройка.
Курдонер – парадный двор.
Амбар – строение для хранения зерна, припасов, товаров и т. д.
Грот – пещера, преимущественно искусственная.
Герб – отличительный знак.
Ротонда – круглое или полукруглое небольшое здание с куполом.
– Составление плана.
Образец плана:
1. Местонахождение парка.
2. Дворец – шедевр классицизма:
А) главное украшение фасада;
Б) декор дворца и изменения в нем;
В) флигели.
3. Перепланировка парка.
4. Утраченная красота.
– Повторное прослушивание текста.
– Написание изложения.
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал.
2. Составить диалог, в котором бы поднимался вопрос о сохранении культурного наследия. (Можно использовать описание (сжатое) одного из памятников архитектуры.)
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
– Вопрос учащимся.
– Нужно ли восстанавливать утраченные или полуразрушенные памятники культуры и истории?