Речевая деятельность. Выборочное изложение текста повествовательного характера с элементами описания местности, памятников истории и культуры

УРОК № 44

Тема. Речевая деятельность. Выборочное изложение текста повествовательного характера с элементами описания местности, памятников истории и культуры

Цель: научить школьников определять элементы содержания, входящие в состав текста типы речи; развивать у них умение отбирать необходимый материал для раскрытия темы; воспитывать у детей любовь к родному краю.

Ожидаемые результаты: учащиеся выбирают из текста материал на заданную тему; определяют основную мысль высказывания; используют речевые средства исходного

текста; составляют высказывание по плану в логической последовательности.

Оборудование: текст для изложения, фотографии.

Тип урока: применение знаний, умений и навыков.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

– Проверка домашнего задания.

– Беседа с учащимися.

– Что подразумевается под описанием местности?

– Как строится данное описание?

– Какую роль играет в тексте описание местности?

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

В Харьковской области множество изящных дворцов и имений, культовых сооружений.

К сожалению, почти все они обветшали и постепенно разрушаются еще больше. Но все же благодаря сохранившимся описаниям былой красоты исчезнувших или полуразрушенных объектов живет надежда на их восстановление, а значит, мы и будущие поколения сможем приобщиться к культуре и истории нашего края.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

– Чтение текста учителем.

СТАРОМЕРЧИКСКИЙ ПАРК

Парк площадью 69 га был основан в начале XVIII века на базе естественной дубравы в селе Старый Мерчик Валковского района. Он расположен на склонах извилистой балки, у подножия которой протекает река Мерчик. По заказу харьковского магната – вице-губернатора Григория Шидловского – для его семьи прямо в парке был построен двухэтажный дворец – шедевр классицизма. Искусствоведы считают, что в этом здании, как в фокусе, собраны все приемы русского архитектора В. Баженова, разбросанные по отдельности в различных его постройках.

Главное украшение фасадов центральной части дворца – пилястры, образующие портик, которые венчает аттик с орнаментами, и вазы в глубоких нишах. (К нашему времени многие элементы декора, к сожалению, утрачены). По обе стороны от дворца симметрично расположены два одноэтажных флигеля. Один служил библиотекой, другой – домом для гостей. Дворец с флигелями вместе образуют так называемый курдонер – парадный двор. Недалеко от него стоят церковь, амбары и конюшни.

Парк перепланировали в английском стиле, то есть с использованием приемов свободной, пейзажной группировки растительности. Появились беседки, гроты, скульптуры и павильон в виде ротонды. Новый хозяин имения, Е. Духовский, пристроил к церкви колокольню и заменил в лепном декоре аттика герб Шидловского своим. Сейчас от былой красоты практически ничего не осталось. Однако даже в запущенном виде парк привлекает оригинальностью планировки и вековыми деревьями.

(И. Андренко)

– Беседа с учащимися.

– Какие типы речи объединяются в тексте?

– Какие описания присутствуют в тексте?

– Как построены описания парка и дворца?

– На каких деталях автор акцентирует внимание?

– В каких строках текста выражена его основная мысль?

– Какие фрагменты текста можно сократить или поменять их местоположение? (О замене герба – к описанию фасада.)

– Словарная работа.

Классицизм – направление в искусстве ХVII-ХVIII вв., основанное на подражании античным образцам как эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма присущи регулярность планировки и четкость объемной формы.

Фасад – передняя сторона здания.

Пилястры – четырехгранные полуколонны, одна грань которых прилегает к стене.

Аттик – декоративная стена над карнизом.

Портик – крытая галерея с колоннами, прилегающая к зданию.

Декор – совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или интерьеров.

Орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании элементов.

Флигель – вспомогательная пристройка к жилому дому или отдельно стоящая второстепенная постройка.

Курдонер – парадный двор.

Амбар – строение для хранения зерна, припасов, товаров и т. д.

Грот – пещера, преимущественно искусственная.

Герб – отличительный знак.

Ротонда – круглое или полукруглое небольшое здание с куполом.

– Составление плана.

Образец плана:

1. Местонахождение парка.

2. Дворец – шедевр классицизма:

А) главное украшение фасада;

Б) декор дворца и изменения в нем;

В) флигели.

3. Перепланировка парка.

4. Утраченная красота.

– Повторное прослушивание текста.

– Написание изложения.

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал.

2. Составить диалог, в котором бы поднимался вопрос о сохранении культурного наследия. (Можно использовать описание (сжатое) одного из памятников архитектуры.)

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

– Вопрос учащимся.

– Нужно ли восстанавливать утраченные или полуразрушенные памятники культуры и истории?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Речевая деятельность. Выборочное изложение текста повествовательного характера с элементами описания местности, памятников истории и культуры - Плани-конспекти уроків по російській мові


Речевая деятельность. Выборочное изложение текста повествовательного характера с элементами описания местности, памятников истории и культуры