Собирательные и дробные числительные (продолжение). Развитие речи. Культура речи. “Салют, Победа!”

УРОК № 59

Тема. Собирательные и дробные числительные (продолжение). Развитие речи. Культура речи. “Салют, Победа!”

Цель: дать учащимся понятие о дробных числительных; формировать навыки правильного использования в речи собирательных и дробных числительных; работать над развитием и культурой речи учащихся.

Оборудование: учебник, дидактический материал, таблица.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.

Объяснение учителя.

Дробное числительное обычно состоит из двух частей: первая часть называет числитель дроби и представляет собой количественное числительное, вторая часть называет знаменатель

Дроби и представляет собой порядковое числительное.

При склонении дробных числительных изменяются обе части: первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая – как прилагательное во множественном числе, например: к трем пятым (д. п.), с тремя пятыми (тв. п.).

Если

дробное числительное обозначает количество, то существительное при нем ставится в родительном падеже, например:  Собирательные и дробные числительные (продолжение). Развитие речи. Культура речи. Салют, Победа! (бассейна, рек),  Собирательные и дробные числительные (продолжение). Развитие речи. Культура речи. Салют, Победа! (бассейна, рек).

2. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение.

Прочитайте примеры, правильно выговаривая окончания. Запишите примеры словами.

Образец. К восьми целым двум пятым прибавить четыре пятых.

 Собирательные и дробные числительные (продолжение). Развитие речи. Культура речи. Салют, Победа!

3. Объяснение учителя (продолжение).

Числительное полтора – полторы во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеет форму полутора.

Числительное полтораста во всех падежах, кроме именительного и винительного, имеет форму полутораста.

Падежи

Примеры

Примеры

И.

Полтора листа, полторы минуты

Полтораста

Р.

Полутора листов, минут

Полутораста

Д.

Полутора листам, минутам

Полутораста

В.

Полтора листа, минуты

Полтораста

Т.

Полутора листами, минутами

Полутораста

П.

(о) полутора листах, минутах

(о) полутораста

4. Выявление восприятия. Тренировочное упражнение.

Упр. 626.

ІV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Практическая работа.

Запишите предложения. Числительные поставьте в нужном падеже.

1) Весна наступила (полторы) неделями раньше обычного срока. 2) Прошло около (полтора) месяцев после отъезда брата. 3) Брат старше меня (полтора) годами. 4) До ближайшего города около (полтораста) километров.

2. Морфологический разбор имени числительного. Ознакомление с порядком устного и письменного разбора, с. 285.

3. Практическое упражнение.

Запишите первое предложение из рубрики “Пишем диктант”. Числительные пишите словами. Выполните морфологический разбор имен числительных.

V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Чтение диалога по ролям.

(Учебник, с. 288.)

2. Выполнение упражнения.

Упр. 632.

3. Конкурс “Весенние праздники”.

1) Чтение текста, с. 288.

2) Выполнение упражнения 633.

3) Составление устного рассказа.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подготовиться к уроку тематического оценивания по теме “Имя числительное”. Повторить теоретический материал занятий 49-54. Упр. 626.




Собирательные и дробные числительные (продолжение). Развитие речи. Культура речи. “Салют, Победа!”