3. ЗВУКИ И БУКВЫ
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты немедленно ее ставь под ударение.
36
1. Прочитай примеры. Как проверяют безударные гласные?
Один – много, много – один
Действие – предмет
2. Спиши слова парами: слово с безударной гласной и проверочное к нему.
3. Найди правило “Безударные гласные” в конце учебника. Спиши примеры слов, обозначь (подчеркни) орфограмму1.
37
1.
Г..лоса – голос, д..вать – дал, в..да – воды, ..сенний – осень, б..лит – боль, ч..сы – час, ..буться – обувь, кр..я – край, рв..лись – рвать.
2. Спиши слова парами, вставляя пропущенные буквы. Распредели их в два столбика: в один – с безударными а, в другой – с безударными о.
38
1. Прочитай текст. Спиши его, вставляя пропущенные буквы. Обозначь границы предложений.
Наступила з..ма Весело л..тят и падают сн..жинки Снег покрыл всю землю Д..ревья стоят без листьев
2. Продолжи текст одним предложением.
3. Раздели выделенное слово для переноса.
1.
Гр..бы + в..да + тр..ва = пр..р..д…
2. Продолжи предложение.
Природу нужно беречь, потому что….
1 Орфограмма – это буква или сочетание букв, которые требуют проверки.
39
1. Отгадай загадки. Запиши отгадки и к ним проверочные слова.
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
Днем спит, ночью летает, прохожих пугает.
2. Сделай письменно звуко-буквенный анализ выделенного слова.
40
1. Спиши слова в два столбика: в первый – слова, где нужно вставить безударную гласную о, а во второй – е. Напиши рядом проверочные слова.
Ст..на, м..сты, в..сна, с..довник, ч..рвяк, гн..здо, в..ело, л..тает, звонок, н..члег.
2. Придумай и запиши с этими словами предложения.
В некоторых словах безударные гласные нельзя проверить ударением. Эти слова нужно запомнить. Например: воробей, чирикать.
41
Спиши слова, вставляя буквы. Поставь ударение и подчеркни безударные гласные. Проверь себя – загляни в словарь в конце учебника.
М..дведь, за..ц, д..ревня, уч..ник, Р..ссия, п. льто, вар..жки, с..поги.
Расскажи по схеме, как проверить безударную гласную.
Запиши ответы к игре “Да – нет” и проверь их при помощи учителя.
1. Гласные бывают ударные и безударные?
2. Безударную гласную можно проверять как хочешь?
3. Белове н..га пропущена буква а?
4. Орфограмма – это буква или сочетание букв, которое требует проверки?
1. Прочитай стихотворение Э. Успенского.
УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ
..кно. Перед ним
Мое кресло стоит.
А за..кном
Замечательный вид.
Речка. За ней
Заливные луга.
Стадо пасется,
Желтеют ст..га…
В речке полощется
Солнечный свет…
Словом, картина –
Прекраснее нет!
Солнце над лесом
Лучами играет.
Дальше деревня
В п..ляуб..гает…
Так что скорее
Возьми к..р..ндаш
И нарисуй мне
Весь этот пейзаж.
2. Выпиши из стихотворения слова с пропущенными буквами. Вставь буквы и напиши в скобках проверочные слова. Какое слово тебе не удалось проверить? Почему?
3. Нарисуй увиденный тобой пейзаж. Принеси свой рисунок на выставку в школу.
Пейзаж – словесное описание какой-то местности; в искусстве – изображение природы.