52. Читаем молча: предугадываем пропущенные слова. Говорим: пересказываем текст по опорным словам
413. Прочитайте и спишите пословицы. О чем они? В разговоре на какую тему их можно было бы использовать?
1. Не всякий, кто читает, в чтении силу знает. 2. Не тот грамотей, кто читать умеет, а тот, кто читает да разумеет. 3. Читать не размышляя – что есть не пережевывая.
414. Прочитайте текст. Скажите, какое чтение считается правильным. Для чего нужно учиться предугадывать слова?
Что значит – правильно читать? Научиться правильно читать –
Тогда чтение будет в радость. Вы будете не только хорошо понимать уже прочитанное, но и сможете предвидеть, что будет дальше, чем закончится предложение. Вы будете стремиться как можно быстрее найти подтверждение правильности своего предположения – а значит – читать значительно быстрее, понимать
415. Прочитайте отрывок из рассказа, в котором пропущены некоторые слова. Постарайтесь внимательно следить за мыслью, предугадывая еще не прочитанную часть текста. Это поможет вам понять текст, несмотря на то, что в нем есть пропуски.
КАШТАНКА
Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно…(1) по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет1: как это могло случиться, что она заблудилась?
Она отлично помнила, как она провела день и как в конце концов попала на этот незнакомый…(2).
День начался с того, что ее хозяин, столяр Лука Александрыч, надел шапку, взял под мышку какую-то деревянную штуку, завернутую в красный платок, и крикнул:
– Каштанка, пойдем!
Услыхав свое…(3), помесь такса с дворняжкой вышла из-под верстака, где она спала на стружках, сладко потянулась и…(4) за хозяином. Заказчики Луки Александрыча жили ужасно далеко, так что, прежде чем дойти до каждого из них, столяр должен был по нескольку раз заходить в трактир и подкрепляться. Каштанка помнила, что по дороге она вела себя крайне неприлично. От радости, что ее взяли гулять, она прыгала, бросалась с лаем на вагоны конножелезки2, забегала во дворы и гонялась за собаками. Столяр то и дело терял ее из виду, останавливался и…(5) кричал на нее…
Или же он впадал3 в добродушный тон, подзывал к себе Каштанку и говорил ей:
1 Дать (отдать) себе отчет – понять, осознать что-нибудь.
2 Конножелезка (или конка) – существовала в городах до появления электрических трамваев: лошади возили по рельсам вагоны с пассажирами.
3 Впасть – прийти в какое-нибудь состояние или прийти к чему-нибудь в поведении, взглядах.
Дмитрий Кардовский. Иллюстрация к рассказу “Каштанка”
– Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего. Супротив1 человека ты все равно, что плотник супротив столяра…
Когда он разговаривал с нею таким образом, вдруг загремела музыка. Каштанка оглянулась и…(6), что по улице прямо на нее шел полк солдат. Не вынося…(7), которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла. К великому ее удивлению, столяр, вместо того чтобы испугаться, завизжать и залаять, широко улыбнулся, вытянулся во фрунт2 и всей пятерней сделал под козырек. Видя, что хозяин не протестует, Каштанка еще громче. ..(8) и, не помня себя, бросилась через дорогу на другой тротуар.
Когда она опомнилась, музыка уже…(9) и полка не было. Она перебежала…(10) к тому месту, где оставила хозяина, но, увы! столяра уже там не было. Она бросилась вперед, потом…(11), еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился… Каштанка стала обнюхивать тротуар, надеясь найти…(12) по запаху его следов, но раньше какой-то негодяй прошел в новых резиновых калошах, и теперь все тонкие…(13) мешались с острою каучуковою вонью, так что ничего нельзя было разобрать.
1 Супротив – (устар.) против.
2 Во фронт (фрунт) стать (встать, вытянуться) – встать на вытяжку, по стойке “смирно”.
Каштанка бегала взад и вперед и не находила хозяина, а между тем становилось…(14). По обе стороны улицы зажглись фонари, и в окнах домов показались огни. Шел крупный, пушистый…(15) и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков, и чем больше темнел воздух, тем белее становились предметы. Мимо Каштанки, заслоняя ей поле зрения и толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили незнакомые люди… Они куда – то спешили и не обращали на нее никакого…(16).
Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько…(17). Целодневное путешествие с Лукой Александрычем утомило ее, уши и лапы ее озябли, и к тому же еще она была ужасно голодна. За весь…(18) ей приходилось жевать только два раза: покушала у переплетчика немножко клейстеру да в одном из трактиров около прилавка нашла колбасную кожицу – вот и все. Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы:
“Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!”
По Антону Чехову
Прочитайте слова, следя за их правильным произношением: стороны, сторон, по сторонам; столяр, столяра.
Проверьте, правильно ли вы угадали пропущенные слова. Для этого по номеру из текста найдите слова в списке.
Пропущенные слова: 1 – оглядывалась, 2 – тротуар, 3 – имя, 4 – побежала, 5 – сердито, 6 – увидела, 7 – музыки, 8 – завыла, 9 – не играла, 10 – дорогу, 11 – назад, 12 – хозяина, 13 – запахи, 14 – темно, 15 – снег, 16 – внимания, 17 – плакать, 18 – день.
Какие из слов вы угадали точно, а какие заменены другими? Подходят ли они по содержанию?
Понравился ли вам отрывок из рассказа Антона Чехова? Если да, то прочитайте это произведение целиком.
416. Спишите первый абзац (упр. 415), запомните написание слов в рамочке. Проверьте написанное. Подчеркните слова, в которых произношение согласных звуков и написание букв, обозначающих эти согласные звуки, не совпадает. Устно подберите несколько подобных примеров.
Беспоко́йно
изредка
417. Найдите в предложениях записанного абзаца (упр. 416) слово со значением “сбиться с пути, потерять дорогу”. Составьте с ним предложение, в котором были бы однородные члены, соединенные без помощи союзов. Запишите, объясните знаки препинания.
418. Поработайте в парах. Расскажите друг другу о том, есть ли у вас домашние животные; были ли случаи, когда они терялись; что вы предпринимали, чтобы найти их; как закончилась каждая из историй. Подумайте, с какой историей можно было бы ознакомить одноклассников. Определите, кто из вас ее расскажет.
419. Просмотрите текст (упр. 415), начиная с того места, где рассказывается о том, почему Каштанка заблудилась.
Прочитайте сочетания слов, которые отражают развитие событий в прочитанной вами части рассказа. Дополните этот ряд, все сочетания слов запишите.
Загремела музыка; полк солдат; заметалась и завыла; бросилась через дорогу; когда опомнилась; столяра не было; стала обнюхивать тротуар; бегала взад и вперед; становилось темно; шел снег; проходили незнакомые люди; не обращали внимание; овладели отчаяние и ужас; прижалась к подъезду; была ужасно голодна; так жить невозможно.
Составьте план по данному отрывку и подготовьтесь пересказать его в классе, используя записанные сочетания слов.
Это интересно!
Слово музыка привычную для нас форму приобрело только в XVII-XVIII веках. В XII веке оно звучало как “музикия”, в XVI – “музика”, в XVII – “музыка”. Со словом “музыка-” вы не раз встречались в стихах русских поэтов начала XIX в. Слово концерт (итал. concerto) буквально значит “состязание (голосов)” и происходит от латинского слова concerto – “состязаюсь”. Если вы внимательно послушаете какое-нибудь музыкальное произведение, называющееся концертом (например, Первый концерт для фортепьяно с оркестром П. И. Чайковского), то буквальный перевод этого слова не покажется вам таким странным и неожиданным.