ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОПОРЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

Раздел 2. СОЗДАНИЕ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА

15. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОПОРЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

Рисование человека – наиболее интересное и вместе с тем самое сложное задание. С древних времен, когда мастера начали изображать человека, перед ними возник вопрос изучения его пропорций.

Древнейшие сведения о принципах пропорций человеческого тела были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (приблизительно 3000 г. до н. э.). Нам известен египетский канон времен фараонов.

В Древнем Египте канон человеческих пропорций выглядел как сетка квадратов по

высоте в 18 единиц. Так изображали фигуру человека в полный рост, что позволяло воссоздавать пропорции в разных размерах. Два квадрата учитывали лицо, от линии роста волос до основания шеи, десять квадратов – от шеи до колен и шесть квадратов – от колен до стоп ног.

Был еще девятнадцатый квадрат, применяемый для волос, но он не считался вместе с другими частями тела.

Греки, у которых не было книжных знаний анатомии, оставили неподражаемые произведения искусства, потому что они имели представление о строении тела человека. Древнегреческие скульпторы Поликлет и Лисипп описали, какими должны быть

пропорции тела. Эти знания оберегались традициями, передавались от учителя к ученику.

Канон (в искусстве) – совокупность норм и правил в искусстве.

Пропорции – соотношения частей целого между собой.

 ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОПОРЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

Средневековые схемы построения тела человека

 ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОПОРЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

Страница рукописи Леонардо да Винчи

Согласно эстетическому канону Поликлета, единицей измерения тела служила высота головы: длина тела должна равняться восьми отрезкам, соответствующим высоте головы. Так же делают и современные художники.

Позднее началось более глубокое изучение тела человека, и на помощь пришли знания анатомии. Леонардо да Винчи и Микеланджело в Италии, Рибера в Испании, Рубенс во Фландрии – все они в разное время, но одинаково глубоко и всесторонне изучали законы анатомии человека и оставили нам замечательные примеры своих работ. Поэтому для тех, кто начинает рисовать человека, кроме рисования с натуры, есть возможность изучения классического наследия великих мастеров.

Система пропорций, разработанная Дюрером, также получила признание. В ее основу он положил рост человека (h), поделив его на следующие элементы:

L/2h – верхняя половина тела от тазобедренного сустава до темени;

L/4h – длина ноги от щиколотки до колена и расстояние от подбородка до пупка;

Анатомия – наука о строении человеческого тела.

 ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОПОРЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

Пропорции частей тела человека, когда за единицу измерения берут высоту головы

1/8h – размер головы от макушки до подбородка;

1/10h – размер лица по высоте и по ширине (включая уши), длина кисти руки от запястья;

1/12h – ширина лица (на уровне кончика носа).

Если пользоваться единицей измерения фигуры человека, предложенной Поликлетом, то есть высотой головы человека, то выяснится, что общая высота фигуры будет равна 7,5-8 таких единиц (в зависимости от роста), длина рук – приблизительно 3, ширина плеч – 2, длина ног – 3,5-4, длина ноги от стопы до колена – 2 единицам. Высота туловища вместе с головой равна длине ног. Длина ладони с пальцами равна длине лица (не всей головы). Локти размещены на том же уровне, что и талия человека. У мужчин, в отличие от женщин, более широкие плечи, более длинные ноги, они в основном выше ростом.

Пропорции детского тела имеют свои особенности. У грудного ребенка голова очень большая по сравнению с телом. Она вмещается в длине фигуры лишь 4 раза. Потом, когда ребенок подрастет, меняются и пропорции его тела. У детей 11-12 лет высота головы 5,5-6 раз помещается в высоте фигуры.

Применяя в своих рисунках эти наблюдения, вы сможете изобразить реального человека.

1. Когда люди начали изучать пропорции человека?

2. Какие “секреты” пропорционального рисования человека вы можете назвать?

1. Попробуйте перерисовать схему построения фигуры человека из учебника. Сравните эти пропорции с пропорциями реального человека. Выберите произведение искусства с изображением фигуры человека, которую можно хорошо рассмотреть, и сравните ее пропорции с полученными знаниями. Соблюдал ли художник пропорции тела человека в своей работе? Какую цель преследовал художник, изменив пропорции? Возможно, в те времена, когда создавалось произведение искусства, еще не было полной информации о пропорциях. Тогда представьте, что вы предложили бы изменить художнику, чтобы улучшить конечный результат.

2. Создайте своими руками куклу, используя знание пропорций тела человека. Высота головы куклы должна вмещаться в длине ее тела 8 раз.

 ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОПОРЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

Инструменты и материалы: нитки, куски ткани, вата, бумага, ножницы.

План работы:

– Из очень плотной ткани или бумаги скрутите столбик. Свяжите его с двух сторон. На одной стороне из ваты сделайте форму шара для головы.

 ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОПОРЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

 ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОПОРЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

– Квадрат белой ткани наложите на ватный шарик. Свяжите его на “шее” нитью.

– Сделайте “руки” из прямоугольного лоскута. Подсоберите уголки на 1-1,5 см. Подложите края вглубь. Свяжите “ладошку” нитью.

 ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОПОРЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

– Возьмите ткань для одежды. Один край подложите и прошейте его. Затем сложите пополам и сшейте край. Присоберите простым швом. Это будет нижняя часть костюма.

– Наденьте на столбик нижнюю часть одежды.

– Из ниток (лен, мулине) сделайте волосы. Пришейте их по центру головы. Расправьте волосы и привяжите к шее нитью. Сделайте прическу: заплетите косу или две, ровно подстригите.

– Можно завязать платочек, надеть шляпу или другой головной убор, например корону. Как нарядить? Фантазируйте сами.

 ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОПОРЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

 ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОПОРЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

Голову, сделанную из ткани, можно разрисовать красками, придавая лицу определенные черты.

Можно также изготовить голову из соленого теста, как мы это делали в пятом классе, и тоже раскрасить.

 ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОПОРЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

Веласкес Диего. Инфанта

Веласкес Диего (1599-1660) – испанский художник XVII в. Работал в разных жанрах. Его знаменитая картина “Сдача Бреды” (ее называют также “Копья”) изображает одну из последних значительных побед испанского оружия в Голландии. Сюжетом картины “Пряхи” стала древнегреческая легенда о мастерице-ткачихе Арахне, которая вызвала на соревнование саму богиню Афину. Веласкес был придворным художником испанского короля Филиппа IV и создал много портретов членов королевской семьи. Художник портретировал также окружение испанского короля. Среди его моделей – самые знатные аристократы страны и карлики-шуты, причем художник одинаково гуманен и к первым, и ко вторым.

 ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОПОРЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

Тициан Вечеллио. Ассунта

Тициан Вечеллио (1476-1576), “король живописцев и живописец королей”, как называли его современники, – итальянский художник времен Возрождения. Тициан жил и работал в Венеции. Наследие этого художника огромно. Тициан создал многочисленные картины на мифологические сюжеты (“Даная”, “Венера Урбинская”). Он был прекрасным портретистом (“Портрет Папы Павла III с племянниками”). Однако торжественное, оптимистичное искусство Тициана претерпело изменения. Его последние работы, например “Святой Себастьян”, преисполнены сурового трагизма.

 ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОПОРЦИЙ ЧЕЛОВЕКА

Акира Мурата. Балерина


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 4,50 out of 5)


ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОПОРЦИЙ ЧЕЛОВЕКА - Мистецтво


ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОПОРЦИЙ ЧЕЛОВЕКА