ЯЗЫК
МОРФОЛОГИЯ
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
§ 25. КАЧЕСТВЕННЫЕ, ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ И ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ
I. Прочитайте текст молча. Выпишите прилагательные, распределив их в группы по значению: а) качество предмета (величина, цвет, форма); б) отношение к материалу, месту, назначению; в) принадлежность кому-либо.
Образец:
А) красивый, длинный,
Б) арабский, донской,
В) звериный, человеческий, … .
Лошадь
Лошадь – самое красивое и самое большое из наших домашних животных.
И. Сверчков. Лошадь в конюшне
Глаза лошади большие, продолговатые. Два длинных уха бодро торчат кверху.
Лошади бывают различной масти: вороные, гнедые, рыжие, серые, пегие.
Лошадь помогает человеку.
Она ходит в упряжи и под верхом. Из лошадиной шерсти
Лучшие лошади – арабские, хороши донские, вятские, шведские, громадные ломовые и удалые троечные.
(По К. Ушинскому)
II. С помощью таблицы, данной ниже, определите разряд выписанных вами прилагательных.
III. Что нового вы узнали о качественных, относительных и притяжательных прилагательных? Сверьте свое суждение с теоретическим материалом, данным нас. 107.
Разряды прилагательных по значению
Разряд | Признаки | Примеры |
Качественные | Качество предмета: по величине, по цвету, по весу, по внешнему виду, по возрасту, По внутренним качествам | Большой, маленький; красный, легкий; красивый, высокий; молодой, старый; умный, добрый |
Относи тельные | Отношение к: Материалу, из которого сделан предает; Месту, времени, назначению | Деревянный, стеклянный; московский, зимний, спортивный |
Притяжательные | Принадлежность человеку или животному | Сестрин, беличий |
Качественные прилагательные обозначают качество предмета, образуют степени сравнения (белый – белее, белейший), а также могут употребляться в полной и краткой форме (интересный – интересен).
Относительные прилагательные обозначают признак предмета по отношению к другому предмету (каменный, утренний, осенний).
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета кому-нибудь и отвечают на вопросы чей? чья? чье? Они образуются от имен существительных (сестрин, отцов, лисий).
147. I. Прочитайте стихотворение. Что обозначают прилагательные, которые использует поэт для характеристики нашей планеты?
Пилот в космической ракете
На Землю глянул с высоты,
Еще никто, никто на свете
Такой не видел красоты!
Внизу, за стеклами кабины,
В молочных облаках лежал
Далекий, маленький, любимый
Земной голубоватый шар.
(Я. Аким)
II. Выпишите качественные и относительные прилагательные. Определите их значение.
148. I. Спишите текст, раскрывая скобки. Обратите внимание на народные названия цветов и трав, которые использует писатель. Определите тему текста и озаглавьте его.
Удивительно перепутались здесь лесные цветы с луговыми. Еще на опушке можно было найти розовые кошач(?)и лапки или белые пирамидки заяч(?)его уха, а уж рядом дремали, смежив на дневное время свои венчики, цветы собач(?)его мыла. Лиловые кисти кукушкиных слезок росли рядом с медвеж(?)им луком, вороний глаз цвел неподалеку от куриной слепоты, а метелки лис(?)его хвоста высоко поднимались над полянками петушиного гребня.
II. Выпишите притяжательные прилагательные в столбик в той форме, в какой они даны в тексте, напротив прилагательных в непрямых падежах запишите их в форме именительного падежа. Объясните употребление мягкого знака.
ХОТИМ ЗНАТЬ БОЛЬШЕ!
В древнейшей летописи “Повесть временных лет” рассказывается о том, что более полутора тысяч лет назад на высоком холме над Днепром поселились три брата, храбрых воина: Кий, Щеки Хорив. Они основали город, получивший название по имени старшего брата: город чей? Киев. Форма притяжательного прилагательного постепенно стала восприниматься как название города.
Название города Львова (по происхождению также притяжательное прилагательное) обычно связывают с именем Галицкого князя Льва, который в XIII веке возвел городские укрепления.
Е. Доведова. Древний летописец Нестор
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные имеют свойство переходить из одного разряда в другой, если употребляются в переносном значении. Например: золотое кольцо, золотые руки; волчий хвост, волчий аппетит.
149. I. Переведите словосочетания с украинского языка на русский. Запишите русские словосочетания, сопоставьте их с украинскими. Определите, сходны ли их формы в русском и украинском языках.
Залізні ворота – залізний характер
Дерев’яні двері – дерев’яне обличчя
Срібна каблучка* – срібне волосся
Ведмежа шуба – ведмежа послуга
Крокодиляча шкіра – крокодилячі сльози
II. Укажите сочетания, в которых притяжательные и относительные прилагательные употребляются в значении качественных в русском и украинском языках.
III. Определите, какие прилагательные употреблены в прямом, а какие – в переносном значении.
ЗАГЛЯНЕМ В СЛОВАРЬ
Каблучка – кольцо.
Играем
“Кто больше?”
За указанное учителем время запишите прилагательные разных разрядов по значению для описания фотоиллюстрации (с. 109). Побеждает тот, кто успеет записать больше прилагательных, разных по значению и форме.
Киев. Вид на правый берег Днепра
150. I. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы: в каких произведениях встречается выражение “лебединая песня”? Как появилось это выражение? В каком значении оно употребляется?
Лебединая песня
Это выражение встречается и в одной из басен Эзопа*, и в трагедии Эсхила*, и в сочинении Цицерона*.
Словосочетание “лебединая песня” – не просто образное выражение.
Известный натуралист Брем в своем труде “Жизнь животных” пишет о лебеде-кликуне: “Голос его напоминал приятный звон серебряного колокола… Все, что говорится о песне умирающего лебедя, вовсе не выдумка, так как последние вздохи смертельно раненного лебедя вырываются у него в виде песни”.
Выражение “лебединая песня” употребляется в значении “последнее яркое проявление таланта и мастерства”.
(По книге “Сокровища античной и библейской мудрости”)
II. Выпишите прилагательные, определите их разряд по значению.
ЗАГЛЯНЕМ В СЛОВАРЬ
Эзоп – древнегреческий баснописец.
Эсхил – древнегреческий поэт-драматург.
Цицерон – древнеримский политический деятель, оратор и писатель.
III. Подберите и запишите несколько крылатых выражений с прилагательными. Пользуйтесь фразеологическим словарем.
IV. Спишите второе предложение. Сделайте его синтаксический разбор. Объясните постановку тире.