ОСОБЕННОСТИ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ

РЕЧЬ

ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ

§ 55. ОСОБЕННОСТИ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ.

Изложение художественного текста повествовательного характера с элементами описания природы

– Описывать можно не только предметы, животных, внешность человека, его действия, характер, внутренний и внешний вид помещения, но и природу.

Описание природы может быть использовано в научном и художественном стилях.

В научном стиле такое описание будет предельно полным, логически последовательным и точным, в художественном стиле акцент делается только на самых ярких

и эмоциональных деталях.

Описание природы называется пейзажем.

338. I. Прочитайте тексты. Определите их стиль и тип речи.

1. Ранет пурпурный – морозостойкий сорт яблок. Плоды округлой формы, диаметром 2,5 – 3 см. Вес плода 17 – 23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало,

спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

(По В. Солоухину)

II. Сопоставьте тексты, отвечая при этом на следующие вопросы: каков предмет описания в них? Какая информация дается о нем в каждом из текстов? Какие языковые признаки характерны для каждого из этих текстов?

III. Выпишите наиболее яркие слова и выражения, характеризующие основной предмет описания в данных текстах.

339. I. Прочитайте текст. Найдите в нем повторяющиеся слова. Уместно ли они использованы?

В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука. В темноте пел пастуший рожок. За окнами едва заметно голубела заря.

Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой – сон сразу прошел. Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой, похожей на дым пожара. Мгла эта светлела, делалась все прозрачнее, сквозь нее уже были видны далекие страны золотых и розовых облаков. Ветра не было, но в саду все падали и падали листья. Осыпались частым и печальным дождем.

(По К. Паустовскому)

II. Найдите в тексте описание природы. Вспомните и назовите структурные особенности описания. Обозначьте структурные части описания в данном тексте.

340. I. Послушайте текст. Определите тему и основную мысль. Объясните смысл заголовка.

Пришла весна

Настоящая весна начинается тогда, когда белым снегом вспыхнут по всей земле сады. В эту пору все преображается вокруг.

Своеобразно цветет яблоня. Листья еще только в завязи, еще почти голые сучья, еще кажется мертвым дерево, и вдруг однажды теплым утром ты с удивлением увидишь, что оно начинает белеть, наливаться едва уловимой розоватостью бутонов. Еще прохладны ночи, и к вечеру яблони застывают в ожидании тепла. Но вот настает новое утро. Нежный цвет яблоневых бутонов стал ярче, заметнее, деревья как бы изнутри осветились розоватым светом зари.

 ОСОБЕННОСТИ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ

Яблоневый сад

Пройдет еще один теплый день и теплая ночь и, выйдя в сад, ты его не узнаешь – все вокруг белым-бело. Белая кипень яблоневого цвета заполняет сад, и кажется: нет на деревьях ни сучка и нежнорозовые цветы сами по себе повисли в воздухе.

Земля надела свой лучший наряд – цветут сады.

(По В. Xлиманову)

II. Ответьте на вопросы и выполните задания.

1. К какому типу речи относится текст? Определите его стиль.

2. Какую роль выполняют первый и четвертый абзацы текста?

3. Найдите и прочитайте абзацы, составляющие основное содержание текста. Расскажите о структурных особенностях данного типа текста.

4. Выпишите трудные для написания слова и объясните их правописание.

5. Запишите слова, которые используются в тексте для описания яблони и ее весенней красоты.

6. Рассмотрите фотоиллюстрацию (с. 225). Какие еще слова для описания цветущей яблони (или сада) вы бы могли использовать? Запишите их.

341. Составьте сложный план текста упр. 340 и напишите изложение.

342. І. Прочитайте текст, определите тип речи. Сопоставьте фотоиллюстрацию (с. 227) с текстом. Соответствует ли она содержанию текста? Обоснуйте свое мнение.

Поляна цветов

Небольшую поляну, что от цепочки елей полого спускается к ручью, пока еще миловала коса. Тут торжество лета, звонкое, широкое.

Раздвинь прогретые солнцем еловые лапушки, и прямо на тебя надвинется разлив белого, желтого, голубого, малинового. Каких только цветов здесь нет! Запах меда и земляники, запах солнца и свежей воды входит в тебя и радует.

Вот ласкаются крупные глазастые ромашки. Лепестки белые, а в середине маленькие солнца. А чьи это золотые звездочки на прямом гордом стебле? Это зверобой. А вот и лесные колокольчики. Они не фиолетовые, а белые. Чаши у них огромные. Провисли книзу. Гнут стебли.

Там и тут видишь мохнатые сиреневого цвета кисти. Это цветет подорожник. Соцветия дягиля, словно белые зонтики, такие красивые! А там что за яркие, сильные взрывы пламени? Это бунтует, тешится иван-чай.

Поет ручей. Он знает, что прекрасной поляне нужны достойные песни.

(По В. Бочарникову)

 ОСОБЕННОСТИ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ

Цветочный ковер

II. Составьте и запишите простой план текста.

III. Перескажите текст по самостоятельно составленному простому плану, используя слова и выражения из текста, которые вам понравились, и выписки из ранее прослушанных или прочитанных книг.




ОСОБЕННОСТИ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ