МОРФОЛОГИЯ
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
§28 Написание н и нн в суффиксах прилагательных
262
1. Выпишите в один столбик имена прилагательные, в которых пишется две буквы н. во второй – слова, в которых пишется одна н. Выделите в этих прилагательных суффиксы, с помощью которых они образованы.
2. Сделайте вывод: в каких суффиксах имен прилагательных пишется нн, в каких – н?
3. Какое значение придают прилагательным суффиксы – ан-, – ян-, – ин-?
Мужественный, торжественный, естественный, глиняный, песчаный, льняной, традиционный,
4. Сверьте свои выводы с правилом. Какая дополнительная информация содержится в правите? Предложите свой вариант формулировки названия параграфа.
В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов – они-,енн-, а также образованных от существительных с основой на н, пишется нн:
В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов – ан-. – ян-, – ин – пишется одна н:
Исключения:
Обратите внимание!
Суффиксы – он-, – ян – придают слову значение “сделан из чего-то” (сделан из глины): песчаная насыпь (из песка).
263 Словообразовательная работа
Образуйте от данных существительных прилагательные с помощью суффиксов – ан-, – ян-, – ин-, – они-, – енн-, – н-, – они-, – енн-: традиция – авиация, телевизор, искусство, солома.
-н-: старина – былина, машина, длина, корзина, осень, камин.
-ан-, – ян-: кожа – глина, песок, олово, дерево, серебро, стекло.
-ин-: сокол – пчела, гусь, орел, лебедь, голубь, змея.
264
1. Преобразуйте словосочетание существительное + существительное в прилагательное – существительное. Графически объясните написание н и нн в суффиксах.
2. Укажите разряд прилагательных.
Гнездо орла – плащ из кожи, мука из ржи, фигуры из песка, посуда из глины, нить из серебра, рубашка из полотна, свитер из шерсти, глыба из льда, графин из стекла, кружка из олова, перья голубя, писк комара, яд змеи, нора мыши, упряжь для лошади, ложка из дерева, насыпь из песка.
265 Словообразовательная работа
Образуйте от данных имен существительных имена прилагательные с помощью суффикса – н(ый/ой).
Посу́да
Графин
Комар
Старина, телефон, былина, машина, длина, корзина, стадион, гортань, целина, истина, картон, туман.
266 Диктант по памяти
Выучите загадку, запишите ее по памяти. Объясните написание нн в прилагательных.
Поля стеклянные.
Межи деревянные.
Ручки оловянные.
(Окно.)
267
Спишите словосочетания, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначьте изученные орфограммы. Укажите разряд прилагательных.
Естестве..ое (не) терпение, (не) полный пенсио..ый стаж., (не) широкий песча..ый береж..к, (не) свежий ржа..ой калач.., (не) яркий шерстя..ой плащ.., (не) обычная горта..ая речь, (не) яркий лу..ый свет, (не) большая стекля..ая веранда.
268
1. Продолжите данные в упражнении примеры 3-4 примерами слов, которые оканчиваются на указанные сочетания морфем. Примеры запишите. Подчеркните сочетание морфем по образцу.
2. Самостоятельно сделайте вывод: сколько н пишется в словах с сочетаниями – ственный, – онный на конце слова?
269
1. Спишите словосочетания, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
2. Выделите суффиксы, с помощью которых образованы относительные и притяжательные прилагательные. Укажите разряд прилагательных.
3. Обозначьте орфограммы “н и нн в суффиксах прилагательных”, “о-е после шипящих”, “ь после шипящих”.
(отн.) плащ, льня..ая вещ.. , шерстя..ое кашне, песча..ый береж..к. калач.. ржа..ой свеж.., глиня..ый горш..к. шерстя..ой плащ.. . мыши..ый ш..рох. кури..ый фарш.. , сенсацио..ый репортаж.. , ряд ремесле..ых училищ.., бессо..ая ноч.. . стари..ый сундуч..к, колюч., еж.. . холщ..вая рубаш..нка.
4. Укажите заимствованные слова. Найдите несклоняемое существительное.
270 Изложение
1. Прочитайте текст. Какие виды речи сочетаются в нем? Почему мама никогда не остав. ляла детей дома одних? Обоснуйте свое мнение.
2. Запишите диалог в виде косвенной речи. Выпишите прилагательные с орфограммой “н и нн в суффиксах прилагательных”. Графически объясните написание суффиксов.
3. Запишите текст по памяти, используя выписанные материалы в качестве опорных. Завершите текст своими предположениями о том, как могли развиваться события дальше.
4. Обозначьте изученные орфограммы.
Нас у родителей двое – я и моя сестра Галя. Мама никогда не оставляет нас дома одних, потому что тогда я обязательно что-нибудь придумаю и сделаю Галю соучастницей.
Совсем недавно я был назначен вратарем классной футбольной команды и вот решил перед игрой потренироваться в броске. Я начал прыгать на тахту.
– А ты все равно зря тренируешься, – сказала Галя.
– Почему же? – осторожно спросил я.
– А потому, что с маленьким ростом не берут на вратарей.
– Не возьмут, говоришь? Три ха-ха! Много ты в этом понимаешь! Посмотрела бы на мою прыгучесть!
Я со всего размаха бросился на тахту, но прыгнул без расчета и больно ударился.
Галя расхохоталась, а я предложил ей:
– Хочешь, я устрою ворота, а ты возьми мяч и попробуй забить мне гол.
И вот я стал между старинными каминными часами и подушкой и, надев налокотники и наколенники, пружинил ноги, чтобы вовремя сделать бросок.
Галя приготовилась и…
Удар! Я падаю и ловлю мяч. Снова удар! И снова мяч оказывается у меня в руках!
Гале охота забить гол, а я, не жалея ни рук, ни ног, падаю на пол и ловлю мяч.
Но вот я отбиваю мяч, и он летит прямо на письменный стол, опрокидывает чернильницу и, точно ему этого мало, несколько раз подпрыгивает на чернильной луже. И тут же на маминой юбке появляется большое фиолетовое пятно…
По В. Железникову
Проверьте свои знания
271
Задайте друг другу вопросы на проверку понимания изучаемого материала.
Победителем считается тот. кто задаст последний вопрос.
272
1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, не. Графически объясните выбор написания. Расставьте знаки препинания.
2. Укажите разряд имен прилагательных.
1. Комната была..интерес..ной. Можно было уходить если бы не стра..ый платя..ой шкаф. Он был похож на телефо..ую будку. Но вместо телефо..ого аппарата в шкафу была приборная панель. Коля нажал на ручку стекля..ой двери и она повернулась (Кир Булычев).
2. Никита соб..рал спичечные коробки и делал из них..большие автомобили и лодки. К..счастью..прочные лодки быстро раскисали в воде. И это было главным..достатком игрушечных лодок из спичечных коробок (А. Толстой).
3. Сделайте морфологический разбор выделенного слова.