МОРФОЛОГИЯ
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
§27 Написание не с качественными прилагательными
251 Анализ теоретического материала
1. Прочитайте теоретический материал параграфа. Сопоставьте правила написания не с именами существительными и с именами прилагательными (см. § 22. упражнение 201). Какая новая информация содержится в правиле написания не с именами прилагательными?
Не с полными и краткими именами прилагательными пишется слитно, если:
– слово без не не употребляется: неряшливый, неуклюжий.
– с помощью префикса не –
Не с полными и краткими именами прилагательными пишется раздельно, если:
– есть или подразумевается противопоставление с союзом а. не веселый, а грустный; не весел, а печален;
– к ним относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не, отнюдь не: вовсе не радостная встреча, нисколько не интересное сообщение.
2. Определите, какой частью речи являются данные слова, и сделайте вывод: каким
Негодовать, невзлюбить, недоумевать, невежда, незабудка, невидимка, невольник, небылицы, непримиримый, неприглядный, невежественный, невзначай, ненароком, немножечко.
252
1. Придайте словам противоположный смысл с помощью не. Запишите слова, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
Для проверки слитного написания не с прилагательными используйте его сочетаемость со словом очень, неширокий – очень широкий.
Радос..ный, счас..ливый, добросовес..ный, интерес..ный, лес..ный, известный, чес..ный, яс..ный, умес..ный, вкус..ный, опас..ный.
2. Из образованных вами слов выберите слова, в которых не можно заменить префиксом без-. Запишите их по образцу.
Образец. Нерадостный – безрадостный.
3. Какие способы доказательства слитного написания не с качественными прилагательными вы использовали? Какой способ показался вам наиболее удобным?
4. Восстановите высказывание по данным опорным фразам.
Чтобы доказать, что с помощью не образовано новое слово и не пишется слитно, нужно…, или…. В некоторых случаях можно….
253
1. Составьте предложения, включая в них данные словосочетания. Вставьте. где нужно, пропущенные буквы. Подчеркните одной линией пробел между не и словом, двумя линиями – союз а и слово, которое противопоставлено.
Не чес..ный, а лживый; не веселый, а грустный; не радостный, а печальный; не известный, а забытый; не счас..ливый, а несчастный.
2. Укажите разряд прилагательных.
254
1. Спишите словосочетания, вставляя, где нужно, пропущенные буквы, префикс не-. Повторно запишите словосочетания, подставляя слова далеко не. вовсе не. ничуть не. нисколько не. отнюдь не.
2. Графически объясните написание слов с шипящим на конце слова, правописание о-е после шипящих.
Ненужная вещь – .знакомый врач.. , ..взрачный пейзаж.. , ..модный плащ.. . ..свежий окороч..к, ..казистая собач..нка, ..глубокая реч..нка, ..смелый мальч..нка, ..дорогой ш..лк, борщ., горяч.. , калач.. ..свеж. , ..большой саквояж. .
3. Укажите разряд прилагательных.
255
1. Спишите существительные, данные в упражнении 202. придавая им противоположный смысл с помощью префикса не-. Затем образуйте от этих существительных прилагательные. К прилагательным подберите антонимы с союзом а. Запишите по образцу.
Образец. Аккуратность: неаккуратность: неаккуратный; не аккуратный, а неряшливый.
2. Какой прием вы использовали, чтобы доказать, что не с именами существительными и именами прилагательными пишется слитно? В каком случае не с существительными и прилагательными пишется раздельно?
256
1. Спишите незавершенные предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте знаки препинания. По каким признакам вы смогли определить места постановки знаков препинания?
1. Мы вошли в (не)высокую комнату и увидели… . 2. Дул (не)сильный ветер и пожухлые листья…. 3. Чтобы (не)прочные макеты (не)сломались мы…. 4. Чтобы сгладить (не)ловкую ситуацию мы….
2. Продолжите каждое предложение (устно).
3. Сделайте морфологический разбор одного прилагательного.
257
1. Запишите текст упражнения под диктовку, обозначая изученные орфограммы.
2. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга, не опираясь на напечатанный текст. Исправьте ошибки цветной ручкой.
3. Повторно обменяйтесь работами и проверьте их, сверяясь с напечатанным текстом. Если есть ошибки, сделайте исправления и объясните правописание слов.
Птиц было много. Не семейка, а целая стая. Видно, что они не здешние, а пролетом. Они не садились на землю, а кружились над балочкой в неудержимом хороводе.
Я долго стоял неподвижно и любовался этим необыкновенным сюрпризом поздней осени. Но что означал этот необъяснимый танец?
Е. Носов
258
1. Прочитайте материал упражнения. Можно ли его считать текстом? Свое мнение обоснуйте. Какую часть текста представляет собой этот отрывок?
2. Спишите текст, придавая выделенным словам противоположный смысл с помощью префикса не-. Устно убедитесь, что с помощью не образовано новое слово.
Это случилось давно. Этот обычный день я запомню на всю жизнь.
У нас во дворе жила собака. Она была большая, злая и довольно глупая. И вот однажды….
3. Продолжите рассказ.
Проверьте свои знания
259
Завершите высказывание.
1. Если прилагательное без не не употребляется, то….
2. Если с помощью не образуется новое слово, то….
3. Чтобы доказать, что с помощью не образовано новое слово, нужно….
260 “Третий лишний”
1. (Не)яркий, (не)вежественный, (не)качественный.
2. (Не)лепый, (не)взрачный, (не)понятный.
261
1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначьте орфограмму “Написание не со словами”.
Елке было тринадцать лет. Ленька был почти на голову выше Елки. Но оказалось, что это ничего (не) значит. Краснея, он робел перед ней, как перед старшей.
Леньке поначалу казалось, что она самая что ни на есть обыкновенная деревенская девч..нка. Лицо с веснушками. Выг..ревшие волосы и (не) густые косы. И даже большие круглые глаза были (не) син.. , (не) серые, (не) карие, а выг..ревшие, бледные. И (не) яркое платьице выше колен совсем не такое, какие носили обычно городские девч..нки.
По С. Баруздину
2. Выпишите выделенное прилагательное. В форме какой степени сравнения оно употреблено? Поставьте его в начальную форму и образуйте другие степени сравнения. Сделайте морфологический разбор выделенного слова.