НОВАТОРСТВО В ИСКУССТВЕ

Введение. ЧТО ТАКОЕ ЖАНРЫ ИСКУССТВА

3. НОВАТОРСТВО В ИСКУССТВЕ

Был ли новатором тот первый первобытный художник, нарисовавший на стене пещеры оленя или быка, на которого только что охотился? Наверное, да. Ведь он сделал что-то совершенно новое, что до него не делал никто. Для этого надо иметь и смелость, и творческий задор, и желание поделиться своими наблюдениями с окружающими. На всем протяжении истории искусств такое случалось часто.

Постепенно в искусстве сложилось традиционное (академическое) разделение на жанры – портрет,

пейзаж, натюрморт, сюжетно-тематическая картина и т. п. Однако в начале XX в. появились художественные произведения с неожиданными, странными названиями, в частности “Композиция № 1”, “Импровизация № 2” или “проун” (то есть “проект утверждения нового”). Сюжеты этих необыкновенных картин также не очень помогали в определении их жанра – ведь разноцветные пятна и линии на полотне или бумаге не изображали ничего! Так заявило о себе новое направление в искусстве – абстракционизм.

Латинское слово “абстракция” означает “отстраненность”. Абстракционизм не направление

в искусстве, а, скорее, прием, своеобразный художественный язык, к которому обращались и обращаются очень разные художники XX и XXI вв.

 НОВАТОРСТВО В ИСКУССТВЕ

К. Малевич. Черная трапеция и красный квадрат

 НОВАТОРСТВО В ИСКУССТВЕ

К. Малевич. Черный квадрат

Эти картины написаны в направлении искусства, придуманном самим художником, назвавшим его супрематизмом.

Изобретатель абстракционизма Василий Кандинский рассказывал, как однажды вернулся в свою мастерскую и вдруг увидел там картину впечатляющей красоты и силы, истинный шедевр, который он мечтал создать всю жизнь. А потом художник понял, что это – его собственное живописное произведение (кстати, это был пейзаж), которое стояло… вверх ногами. Однако краски, линии, собственно композиция даже в таком неожиданном виде воздействовали на зрителя – оказались чем – то самодовлеющим, независимым от “сюжета”. Это и стало главной идеей абстрактного искусства, которое называют также беспредметным, или нефигуративным.

 НОВАТОРСТВО В ИСКУССТВЕ

Линн Тацш. Абстрактная живопись.

12 цветов: красный, бордовый, светло-красный, оранжевый, персиковый, желтый, голубой, белый, бежевый, зеленый, темно-синий.

 НОВАТОРСТВО В ИСКУССТВЕ

Абстрактная композиция.

Создана при помощи компьютерной программы.

 НОВАТОРСТВО В ИСКУССТВЕ

В. Кандинский. Этюд цветов: квадраты с концентрическими кругами

Художники-абстракционисты работали по-разному, иногда довольно неожиданно: разбрызгивая краску прямо из банки по огромному холсту, лежащему на полу; в средневековом костюме, импровизируя на холсте под звуки оркестра; катая по полотну натурщиков, покрытых краской. Холст с жидкой краской могли выставить под дождь или закрепить на капоте автомобиля, который потом ехал с большой скоростью, то есть дождь и скорость становились своеобразными “соавторами” художника.

Другие художники (в том числе и сам Василий Кандинский) старались проанализировать влияние на человека разных цветов и форм и построить свои картины на точном, почти математическом расчете.

 НОВАТОРСТВО В ИСКУССТВЕ

Ученические работы – подражание В. Кандинскому. Юные художники решили пойти по пути признанного мастера и поискать свои цветовые сочетания.

Искать в беспредметной картине “что-то, похоже на что-то” – не совсем правильно. Лучше попробовать ощутить ее общий ритм и даже “мелодию”. Ведь абстракция – живописная, графическая или скульптурная – имеет в чем-то больше общего с музыкой, чем с изобразительным искусством.

Попробовать себя в абстрактном искусстве чрезвычайно занимательно. Ведь здесь уже не “спрячешься” за интересный сюжет. Художник-абстракционист имеет дело просто с композицией, или с разными цветами, или даже с одним-единственным цветом и белым фоном. Если у вас достаточно смелости и вы решили удивить весь мир новым направлением искусства – вперед! Делайте то, что считаете нужным, только объясните свои намерения.

 НОВАТОРСТВО В ИСКУССТВЕ

В. Кандинский. Композиция № 8

 НОВАТОРСТВО В ИСКУССТВЕ

Пит Мондриан. Композиция № 6

 НОВАТОРСТВО В ИСКУССТВЕ

Ученические работы. Абстрактные композиции

1. Почему абстрактное искусство называют также беспредметным, или нефигуративным?

2. Попробуйте проанализировать композицию одной из абстрактных картин, приведенных в учебнике.

Создайте абстрактную композицию. Поэкспериментируйте с цветом. Какие сочетания цветов вызывают у вас эмоциональный отклик?

Инструменты и материалы: лист бумаги, гуашевые или акварельные краски, карандаш, резинка, кисти, фломастеры, гелевые ручки.

План работы:

– На листе бумаги скомпонируйте изображение.

– Определите, где будет композиционный центр.

– Продумайте, каким образом вы сделаете акценты в своей композиции, какие они будут: цветовые, тональные.

– Что в вашей композиции будет контрастировать: размеры, цвет, тон?

– Что в вашей композиции будет главное, а что – второстепенное?

– Как называется стиль, в котором выполнена композиция?

– Каково назначение этой композиции: будет украшать стену, будет плакатом или это эскиз, например, ковра или декоративной росписи?

Обсудите, как можно рассказать о том, что вы хотели передать своей картиной (чувство, впечатление, философскую мысль). Как можно назвать такое искусство?

 НОВАТОРСТВО В ИСКУССТВЕ

В. Кандинский. Несколько кругов

Кандинский Василий Васильевич (1866-1944) – один из известнейших художников XX в., создатель абстракционизма (беспредметного искусства). Получил юридическое образование, но в 30 лет твердо решил стать художником. Учился в Одессе, Москве, Мюнхене. Разработал концепцию “ритмичного” использования цвета в живописи. Свои взгляды излагал, помимо картин, в теоретических работах, самая известная из которых – “О духовном в искусстве” (1911). После Октябрьской революции активно работал в Москве, но в 1921 г. переехал в Германию, а потом жил во Франции.

 НОВАТОРСТВО В ИСКУССТВЕ

К. Малевич. Автопортрет

Малевич Казимир Северинович

(1878-1935) – один из самых известных художников XX в. Родился в Киеве. Еще в детстве пришел в восторг от народного искусства и иконописи. В Москве общался с молодыми художниками-экспериментаторами, принимал участие в их выставках. Разработал собственную живописную систему, которую назвал супрематизмом (от лат. супремус – высший). Супрематической является известнейшая картина Малевича – “Черный квадрат” (существуют еще “Красный квадрат”, “Белый квадрат” и др.). Создавал также бытовые сцены из сельской жизни, портреты (“Автопортрет”), пейзажи (“Красный дом”), даже картины в батальном жанре (“Красная конница”), но всегда оставался реформатором и новатором. Малевич был также прекрасным педагогом, в 1928-1930 гг. преподавал в Киевском художественном институте (сейчас – Национальная академия искусства и архитектуры).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 2,50 out of 5)


НОВАТОРСТВО В ИСКУССТВЕ - Мистецтво


НОВАТОРСТВО В ИСКУССТВЕ