Обобщение изученного по теме “Предложения с обособленными членами”

ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

УРОК № 64

Тема. Обобщение изученного по теме “Предложения с обособленными членами”

Цель: обобщить и систематизировать теоретический материал по теме, совершенствовать умения и навыки синтаксического разбора предложений с обособленными членами; развивать навыки осознанного восприятия и воспроизведения услышанного, устную и письменную речь, умение анализировать языковой материал и применять знания на практике; воспитывать интерес к изучению народных традиций.

Оборудование:

учебник, раздаточный и дидактический материал, толковые словари, кроссворд.

ХОД УРОКА

Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся.

А. Монтерлан

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Работа у доски по карточке.

Карточка

Записать предложение, расставив знаки препинания, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы. Выполнить синтаксический разбор предложения.

(Не)глядя на весь этот давно привычный вид опустив

глаза в очках на вязанье Ольга Петровна крупная и сухощавая ч..рная и серьезная сорокалетняя женщина сидела у окна в кресле и быстро к..выряла крючком. (И. Бунин)

Записать слово сорокалетие так, чтобы в нем появился дефис.

2. Проверка домашнего задания

1) Лингвистическое сообщение по теме “Обособленные члены предложения”.

2) Монологическое высказывание.

IV. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1. Коллективная работа с текстом.

– Прослушайте текст на украинском языке.

– Кратко изложите текст, переведя его на русский язык и дополнив высказывание о роли семьи в жизни человека.

– Запишите переведенный текст. Используйте обособленные члены предложения, подчеркните их в предложениях. Расскажите, чем они выражены, к каким словам относятся, с какой целью употребляются.

– Сделайте вывод об обособленных членах предложения в русском и украинском языках (знаки препинания, условия обособления).

Символ любові й незрадливості

Український рушник пройшов крізь віки і нині символізує чистоту почуттів, глибину безмежної любові до своїх дітей. Він щедро простелений близьким і далеким друзям, гостям.

Дуже широко використовувалися обрядові й побутові рушники. Ними накривали хліб на столі, паску і крашанки, освячені в церкві. Рушники, розвішані над вікнами та дверима, мали оберігати оселю від усього нечистого.

У кожній родині, де підростала дівчина, скриня мала повнитися рушниками. Гостям і сусідам неодмінно показували посаг, виготовлений дівчиною на виданні. “Дати рушники” – традиційно означало згодитися на шлюб і готуватися до весілля.

Найбільше обрядових сюжетів, пов’язаних із рушником, збереглося у весільному церемоніалі.

Рушники подавали і брали, коли йшли у свати, пов’язували молодих, прикрашали гільце на дівич-вечорі, на рушничок, символічно вишитий квітами, ставали.

Рушники бувають вишивані і ткані. Червоні і чорні нитки у вишивці матусиного рушника – то наша одвічна любов і незбагненна журба. Наша споконвічна доля.

2. Разгадываение лингвистического кроссворда.

 Обобщение изученного по теме Предложения с обособленными членами

По горизонтали:

2. С каким союзом обособляется приложение, имеющее оттенок причинности? (Как.)

3. Какое слово является уточняемым для уточняющего приложения то есть наука о растениях? (Ботаника.)

5. Какие члены предложения могут быть обособленными? (Второстепенные.)

8. Какое значение имеет уточняющее обстоятельство в предложении: По утрам, до ухода в питомник, Тихон Петрович работал у себя в саду? (Времени.)

10. Обособленный член предложения, который может быть согласованным и несогласованным, распространенным и нераспространенным. (Определение.)

11. Какое слово является уточняемым для уточняющего приложения или гиппопотам? (Бегемот.)

12. Какое значение имеет уточняющее обстоятельство в предложении Там, за седыми горами, темный нахмурился лес? (Места.)

По вертикали:

1. Знак препинания, при помощи которого чаще всего обособляются члены предложения. (Запятая)

4. Обособленный член предложения, который выражается деепричастным оборотом. (Обстоятельство.)

6. Определите, какой частью речи является выделенное в предложении слово: Перевозчик греб стоя. (Наречие.)

7. Какой член предложения является обособленным в предложении Этим летом я поехал в Тарусу, тихий городок на Оке. (Приложение.)

9. Какой член является обособленным в предложении И ничего не было видно, кроме кольца обступающих деревьев, и ничего не было слышно, кроме журчания ручья. (Дополнение.)

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Оценивание учебных достижений учащихся.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал по теме “Предложения с обособленными членами”.

2. Задание высокого уровня: составить лингвистический кроссворд (12 пунктов).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3,00 out of 5)


Обобщение изученного по теме “Предложения с обособленными членами” - Плани-конспекти уроків по російській мові


Обобщение изученного по теме “Предложения с обособленными членами”