6. СЛОВО
ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА. КОРЕНЬ СЛОВА
63
1. Рассмотри рисунок. Назови в каждой паре корни. Как они обозначены в словах?
2. Открой приложение в конце учебника. В каких орфографических правилах ты уже встречался со словом родственный?
3. Посмотри на второй столбик в первом и третьем орфографических правилах. Что у этих слов общее?
Слова, которые имеют общий корень, называются однокоренными.
Иногда однокоренные слова называют также
64
1. Прочитай текст. Назови однокоренные слова.
Эта зима была очень холодная. Но наступила весна, и холод отступил на север. Днем совсем тепло, а к вечеру еще холодает. Мама сказала, что недолго ждать и лета. Тогда холод только в холодильнике и останется.
2. Спиши текст. Обозначь корень в однокоренных словах.
3. Какое слово среди однокоренных будет проверочным для первой безударной гласной о? В каком слове нужно проверить согласную? Какими словами можно для этого воспользоваться?
65
1. Рассмотри рисунок. Найди на нем родственные слова.
2. Составь
1. Прочитай отрывок из рассказа, выбирая из справки нужные слова.
(что?) … уже пригревает землю и пускает свои лучи. Один такой луч прибежал ко мне (каким?) … зайчиком. Я сказал:
– (что?) …, не шали!
Только желтый (что?) … к нему тянется, тянется. И почему же он так называется?
По Л. Алексееву
Справка. Солнце, солнечным, солнышко, подсолнечник.
2. Спиши текст, вставляя слова.
3. Как ты думаешь, почему подсолнечник так называется?
66
1. Прочитай стихотворение Е. Измайлова. О каких словах идет речь, как они называются?
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был са.. фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень
Разрастаться стало вскоре
И пл..ды нам прин..сло,
Стало много новых слов.
2. Рассмотри рисунок. Устно приведи примеры родственных слов. Объясни их значение.
3. Спиши стихотворение, вставляя пропущенные буквы.
4. Выпиши из стихотворения выделенные слова, продолжи ряд однокоренными словами по образцу. Обозначь в словах корни.
Образец. Сад – посадили, посадка,….
67
1. Добавь слово летать к частям слов. Какие однокоренные слова у тебя получились?
Вы… , при… , у… , с…, под… , от… .
2. Запиши эти слова.
3. Составь и запиши с двумя словами вопросительные предложения. Подчеркни глаголы двумя линиями. На какие вопросы они отвечают?
Подберите к данным словам однокоренные. Выиграет тот, кто подберет больше слов.
Рыба – рыбак, … ; море – моряк, … ; вода – водяной, … .
1. Прочитай стихотворение Л. Мезинова.
Шел грибник издалека,
А в корзинке – ни грибка!
Ни единого грибочка,
Только травка да листочки.
Утомился грибничок
И уселся на пенек.
2. Спиши стихотворение. Обозначь корень в однокоренных словах. Какие ты еще можешь подобрать слова с этим корнем? Запиши их.
3. Устно составь рассказ о том, как в одном городе жили родственные слова.
Корнем слова называется общая часть слов с одним и тем же значением. Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать к нему однокоренные слова.
68
Как по-другому называются родственные слова? Как в слове найти корень? Бывают ли слова без корня?
69
1. Прочитай текст.
Ж..ла-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, л..вила комаров, в..сной громко квакала. Однажды сидела лягушка на ветке и наслаждалась д..ждливой погодой. Теплый мелкий дождик моросил по ее пестренькой спинке.
По В. Гаршину
2. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни орфограммы.
3. Найди однокоренные слова и обозначь в них корень.
70
1. Спиши предложения, подбирая к выделенным словам однокоренные. Пользуйся справкой.
Часы чинит.. , а детей учит…. Лес охраняет… , а музыку играет… . В небе летает… , а в столовой варит суп… .
Справка. Учитель, повар, лесник, часовщик, музыкант, летчик.
2. Выдели в родственных словах корни и поставь ударение. Подчеркни безударные гласные в корнях слов. Как их можно проверить?
3. Как ты думаешь, это простые или сложные предложения? Докажи свое мнение. Союз обведи в кружок.
71
1. Прочитай слова. Подбери к существительным слова, обозначающие признак предмета, по образцу.
Соль, хлеб, стол, суп, посуда.
Образец. Соль – (какой?) соленый.
2. Запиши слова парами, обозначь в них корни.
Придумайте однокоренные слова к словам город, час. Выиграет тот, кто придумает больше слов за одну минуту.
1. Прочитай слова. Найди однокоренные.
Домовой, родители, школьник, род, домишко, пришкольный, родной, школа, родство, дом, родительский, школьный, родственник.
2. Спиши родственные слова группами, обозначь в них корни.
72
1. Прочитай отрывок из стихотворения С. Маршака. Ответь на вопросы.
Давным-давно прошла пора,
Когда чинили перья.
И все ж – по правилам старинным –
Нож называют перочинным.
– Как ты думаешь, для чего чинили, затачивали перья? Откуда появилось название “нож”? Какие два корня есть в слове перочинный?
2. Спиши отрывок. Обозначь корни в однокоренных словах.
3. Какой вывод можно сделать о корнях в словах?
В некоторых словах бывает не один, а несколько корней. Например: паровоз – пар, возить, листопад – лист и падать.
73
1. Прочитай стихотворение С. Маршака. Подбери к словам с пропущенными буквами проверочные однокоренные.
Бродят в траве з..лотые букашки.
Вся голубая, как бирюза,
Села, качаясь, на венчик ромашки,
Словно цв..тной самолет, стрекоза.
2. Спиши стихотворение, вставляя пропущенные буквы и записывая в скобках проверочные слова.
3. Выпиши из стихотворения слово с двумя корнями. Подбери к нему однокоренные слова, запиши их. Устно придумай с этим словом предложение.
74
1. Прослушай текст, который прочитает учитель. Ответь на вопросы.
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решили померяться силами.
– Посмотри, – сказал Ветер, – как я налечу на путешественника: мигом сорву с него плащ.
Сказал, – и начал дуть что было мочи. Но чем больше старался Ветер, тем крепче закутывался всадник в свой плащ. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом. Проклиная Ветер, тот подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что не сорвать ему плаща с путешественника.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело землю и полузамерзшего путника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце и снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
– Лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом, – сказало Солнце сердитому Ветру.
По К. Ушинскому
– О чем текст? Какой вывод сделало Солнце?
2. Выпиши группами выделенные слова, обозначая в них корни. Сколько групп у тебя получилось? Почему? Как ты думаешь, один или два корня в слове путешественник? Докажи свое мнение, используя слова путь, путник, шествие, шествовать.
75
1. Прочитай и сравни предложения.
Расплакался сильным плачем зайка, плачет, пригорюнившись. Расплакался зайка, пригорюнился.
Р..бята собирают сбор трав. Р..бята собирают травы. На лугу растут разноцветные цв..ты. На лугу растут разные цв..ты.
2. Как ты думаешь, какие предложения правильные? Почему? Спиши их, вставляя пропущенные буквы.
Родственные слова нежелательно употреблять рядом. Их можно заменить на близкие по смыслу слова или убрать из предложения.
1. Прочитай предложения.
Подрумянило румяное (яркое, весеннее) солнышко Снегурочку. Отступила снежная (морозная, холодная) зима, стал таять снег. Расцвели (распустились, появились) первые цветы.
2. Спиши предложения, заменяя выделенное слово подходящим словом из скобок.