РЕЧЬ
ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ
§ 55. ОСОБЕННОСТИ ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ.
Изложение художественного текста повествовательного характера с элементами описания природы
– Описывать можно не только предметы, животных, внешность человека, его действия, характер, внутренний и внешний вид помещения, но и природу.
Описание природы может быть использовано в научном и художественном стилях.
В научном стиле такое описание будет предельно полным, логически последовательным и точным, в художественном стиле акцент делается только на самых ярких
Описание природы называется пейзажем.
338. I. Прочитайте тексты. Определите их стиль и тип речи.
1. Ранет пурпурный – морозостойкий сорт яблок. Плоды округлой формы, диаметром 2,5 – 3 см. Вес плода 17 – 23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.
(По В. Солоухину)
II. Сопоставьте тексты, отвечая
III. Выпишите наиболее яркие слова и выражения, характеризующие основной предмет описания в данных текстах.
339. I. Прочитайте текст. Найдите в нем повторяющиеся слова. Уместно ли они использованы?
В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука. В темноте пел пастуший рожок. За окнами едва заметно голубела заря.
Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой – сон сразу прошел. Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой, похожей на дым пожара. Мгла эта светлела, делалась все прозрачнее, сквозь нее уже были видны далекие страны золотых и розовых облаков. Ветра не было, но в саду все падали и падали листья. Осыпались частым и печальным дождем.
(По К. Паустовскому)
II. Найдите в тексте описание природы. Вспомните и назовите структурные особенности описания. Обозначьте структурные части описания в данном тексте.
340. I. Послушайте текст. Определите тему и основную мысль. Объясните смысл заголовка.
Пришла весна
Настоящая весна начинается тогда, когда белым снегом вспыхнут по всей земле сады. В эту пору все преображается вокруг.
Своеобразно цветет яблоня. Листья еще только в завязи, еще почти голые сучья, еще кажется мертвым дерево, и вдруг однажды теплым утром ты с удивлением увидишь, что оно начинает белеть, наливаться едва уловимой розоватостью бутонов. Еще прохладны ночи, и к вечеру яблони застывают в ожидании тепла. Но вот настает новое утро. Нежный цвет яблоневых бутонов стал ярче, заметнее, деревья как бы изнутри осветились розоватым светом зари.
Яблоневый сад
Пройдет еще один теплый день и теплая ночь и, выйдя в сад, ты его не узнаешь – все вокруг белым-бело. Белая кипень яблоневого цвета заполняет сад, и кажется: нет на деревьях ни сучка и нежнорозовые цветы сами по себе повисли в воздухе.
Земля надела свой лучший наряд – цветут сады.
(По В. Xлиманову)
II. Ответьте на вопросы и выполните задания.
1. К какому типу речи относится текст? Определите его стиль.
2. Какую роль выполняют первый и четвертый абзацы текста?
3. Найдите и прочитайте абзацы, составляющие основное содержание текста. Расскажите о структурных особенностях данного типа текста.
4. Выпишите трудные для написания слова и объясните их правописание.
5. Запишите слова, которые используются в тексте для описания яблони и ее весенней красоты.
6. Рассмотрите фотоиллюстрацию (с. 225). Какие еще слова для описания цветущей яблони (или сада) вы бы могли использовать? Запишите их.
341. Составьте сложный план текста упр. 340 и напишите изложение.
342. І. Прочитайте текст, определите тип речи. Сопоставьте фотоиллюстрацию (с. 227) с текстом. Соответствует ли она содержанию текста? Обоснуйте свое мнение.
Поляна цветов
Небольшую поляну, что от цепочки елей полого спускается к ручью, пока еще миловала коса. Тут торжество лета, звонкое, широкое.
Раздвинь прогретые солнцем еловые лапушки, и прямо на тебя надвинется разлив белого, желтого, голубого, малинового. Каких только цветов здесь нет! Запах меда и земляники, запах солнца и свежей воды входит в тебя и радует.
Вот ласкаются крупные глазастые ромашки. Лепестки белые, а в середине маленькие солнца. А чьи это золотые звездочки на прямом гордом стебле? Это зверобой. А вот и лесные колокольчики. Они не фиолетовые, а белые. Чаши у них огромные. Провисли книзу. Гнут стебли.
Там и тут видишь мохнатые сиреневого цвета кисти. Это цветет подорожник. Соцветия дягиля, словно белые зонтики, такие красивые! А там что за яркие, сильные взрывы пламени? Это бунтует, тешится иван-чай.
Поет ручей. Он знает, что прекрасной поляне нужны достойные песни.
(По В. Бочарникову)
Цветочный ковер
II. Составьте и запишите простой план текста.
III. Перескажите текст по самостоятельно составленному простому плану, используя слова и выражения из текста, которые вам понравились, и выписки из ранее прослушанных или прочитанных книг.