МОРФОЛОГИЯ
Морфология – раздел науки о языке, в котором изучаются грамматические признаки, особенности изменения и употребления слов различных частей речи.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Изменяемые | Неизменяемые | |
Склоняемые (изменяются по падежам и числам) | Спрягаемые (изменяются по лицам и числам | |
1. Имя существительное обозначает предмет, явление (кто? что?), учитель, школа, урок, радость. 2. Имя прилагательное 3. Имя числительное обозначает количество, порядок при счете (сколько? который?): семь, двенадцатый, сто пять. 4. Местоимение указывает на предмет, признак, количество, но не называет их (кто? что? какой? чей? сколько?): я, вы, мой, наш, кто-то, ничей | Глагол обозначает действие или состояние предмета (что делать? что сделать?): смеяться, учить, любить | Наречие обозначает признак действия или признак признака (где? когда? куда? как?): быстро, весело, вперед, влево |
Знакомимся с основными понятиями раздела
1.
2. Аукцион знаний. Рассмотрите материалы таблицы. Что вы можете рассказать о той или иной части речи? Какая новая для вас информация о частях речи содержится в материалах таблицы?
3. Запишите по 4-5 примеров имен существительных, имен прилагательных, имен числительных и местоимений, глаголов по образцу.
Образец. Сущ. (кто? что?) – кошка, одноклассник, компьютер, дождь, зарядка.
4. Спишите слова, укажите, к какой части речи они относятся. Запишите их грамматические признаки, указанные в скобках по образцу.
Образец. К ним (число, падеж) – мест., мн. ч., Д. п.
Дожди, на дереве, у колодца, в тетради, к доске (род, число, падеж).
Дождливый (день), из деревянного (кубика), ясным (утром), из любимой (песни) (род, число, падеж).
Ты, о нас, для меня, к ней, о вас, к тебе (число, падеж).
Встречает, ответил, услышит, шепчет (склонение, лицо, число, время).
5. Работа в паре
– Один ученик (ученица) называет какую-либо часть речи или приводит пример, второй ученик (ученица) рассказывает все, что ему (ей) известно об этой части речи.
– Задайте друг другу вопросы по содержанию таблицы. Победителем считается тот, кто задаст последний вопрос. После каждого ответа меняйтесь ролями.
§ 10 Понятие о морфологии. Части речи
61
Распределите в паре, кто о какой части речи будет рассказывать. Используя материалы таблицы, расскажите о признаках частей речи, восстанавливая пропущенные элементы и дополняя ответ своими примерами. Примеры запишите. Ученик, слушающий ответ товарища, может сверять правильность его ответа, опираясь на материалы таблицы на с. 34.
Самостоятельные части речи
Часть речи | Вопросы, на которые отвечает | Что обозначает | Примеры |
Кто? что? | Предмет (одушевленный или неодушевленный) | Рыба, дождь | |
Имя прилагательное | Какой? чей? | Синий, добрый | |
Имя числительное | Количество, порядок при счете | Один, первый | |
Кто? что? какой? чей? который? сколько? | Указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их | Я, он, тот, этот, мой, несколько | |
Глагол | Что делать? что сделать? | Улыбаться, считать | |
Наречие | Время, место, образ действия | Весело, вдаль, вчера |
62 Анализ теоретического материала
1. Прочитайте теоретический материал параграфа. Какое значение слова изучает лексикология, какое – морфология?
Лексикология изучает смысловое значение отдельного слова, а морфология – грамматические значения, которые свойственны группам слов.
Например, слова лететь и смеяться имеют разное лексическое значение, но оба обозначают действие предмета. Это общее грамматическое значение, которым обладают все глаголы.
Кроме общего грамматического значения, слова, относящиеся к одной части речи, имеют общие грамматические признаки. Например, у имен существительных – это род, число, падеж, склонение; у глаголов – лицо, число, спряжение, время.
Морфология – раздел науки о языке, в котором изучаются правила изменения слов, относящихся к разным частям речи.
2. Используя материалы таблицы “Самостоятельные части речи” (см. упражнение 61). назовите общее грамматическое значение слов каждой части речи. Приведите примеры.
3. Назовите общие грамматические признаки имен прилагательных.
63
1. Прочитайте отрывок из повести Ю. Нагибина “Зимний дуб”. Какое определение дает учитель имени существительному? Какая новая для вас информация содержится в этом определении? Приведите примеры существительных и запишите их1 2. По образцу определения, которое дает Анна Васильевна имени существительному, каждый участник группы формулирует определение одной из частей речи. Распределите в группе, кто о какой части речи будет рассказывать. Используйте материалы таблицы “Самостоятельные части речи” (см. упражнение 62). Все участники группы приводят примеры к определениям. Запишите по 2-3 понравившихся вам примера каждой части речи.
Анна Васильевна закрыта журнал и ровным, спокойным голосом начала:
– Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет.
Предметом в грамматике называется все то, о чем можно спросить “кто это?” или “что это?”. Например: “Кто это?” – ученик. Или “Что это?” – книга…
– Все понятно? – обратилась Анна Васильевна к классу.
– Понятно!.. Понятно!.. – хором ответили дети.
– Хорошо. Тогда приведите примеры.
1. Спишите слова. Укажите, какой частью речи они являются.
2. Выделите в словах корни.
3. Объясните, по каким признакам вы определяете часть речи.
1. Героический, герой, геройствовать, героически.
2. Впечатлительный, впечатление, впечатляюще, впечатлять.
3. Желательно, желательный, желать, желание.
4. Удивление, удивляться, удивительный, удивительно.
5. Три, тройка, трехлетний, утроить.
6. Во-вторых, два, двухкилометровый, надвое.
65
1. Прочитайте отрывок из стихотворения. Какую часть речи использует автор для описания дня ученика?
2. Попытайтесь с помощью существительных описать урок
Геро́й
Впечатле́ние
Желание
РЕЖИМ ДНЯ
Сон. Будильник. Душ. Зарядка.
Завтрак. Чай. Портфель. Тетрадка.
Туфли. Путь. Вороны. Счет.
Опозданье. Незачет.
Перемена. Повеленье.
Двойка. Завуч. Огорченье.
Выяснение. Звонок.
Бег по лестнице. Урок.
Дом. Один. Ура! Игрушки.
Суп. Блины. Компот. Ватрушки.
Отдых. Мультиков программа.
Телефон. Компьютер. Мама.
Встреча. Поцелуй. Учебник.
– Сделай сам! – Угу. Решебник.
Ужин. Ванна. Расслабленье.
Завтра утром повторенье:
Сон. Будильник. Душ. Зарядка…
Т. Варламова
3. Выпишите слова с выраженными признаками их иноязычного происхождения. Укажите слова, употребляемые в разговорной речи.
4. Выпишите слова с выраженными признаками их иноязычного происхождения. Укажите слова, которые употребляются в разговорной речи.
5. Сделайте словообразовательный разбор и разбор по составу выделенного слова.
66
Прочитайте стихотворение из упражнения 65. Выберите три существительных и составьте с каждым предложение, включая в него слова разных частей речи по образцу: глагол, прилагательное, наречие. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
нар. глаг. прил. сущ.
Образец. Быстро делаю утреннюю зарядку.
67 Эксперимент
1. Докажите, что словам одной и той же части речи свойственны определенные грамматические (морфологические) признаки. Для этого в скобках запишите, какой частью речи является слово, и укажите его грамматические признаки:
– у существительных – род, склонение, число, падеж;
– у прилагательных – род, число, падеж;
– у глаголов – спряжение, время, лицо, число;
– у местоимения – род, число, падеж.
Образец. Убирает (глаг., 1 спр., наст, вр., 3 л., ед. ч.).
1. Горелка, приложение.
2. Прикасаешься, озаряет
3. Растительный (мир), горячее (блюдо).
4. Они, нам, с вами.
2. Выделите в словах корни с чередованием. Графически объясните их правописание.
68
1. По данным окончаниям определите часть речи.
2. Запишите по два примера слов с этими окончаниями. В скобках запишите указанные признаки.
Образец, – и (число, падеж): – и (сущ., мн. ч., Им. п.) – книги.
-ишь (время, лицо, число);
-ая (род, число, падеж);
-ами (число, падеж).
69 Анализ теоретического материала
1. Прочитайте теоретический материал параграфа. Как вы думаете, почему предлоги, союзы и частицы называются служебными частями речи?
2. Есть ли в изучаемых вами других языках такие же части речи? Как они называются?
Кроме самостоятельных частей речи, в языке есть также служебные части речи: предлог (о, по, до, от, к, для, при и т. д.), союз (и, а, но, или, чтобы, если и т. д.), частица (не, же, вот, ли и т. д.).
Служебные части речи не имеют собственного значения, они не называют предметы, действия. Эти слова служат для связи слов (предлоги, союзы) или предложений, а также для передачи оттенков значений, выраженных самостоятельными частями речи (частица).
70 Обучающее списывание
1. Прочитайте отрывок из рассказа Л. Андреева “Петька на даче”.
2. Что соединяет союз и в первом и третьем предложениях? Какие оттенки значений передают частицы не и же?
Прошло еще два дня каникул, и Петька наконец вступил в полное соглашение с природой. Это произошло при содействии гимназиста Мити из Старого Царицына. Митя ловил рыбу и дал Петьке подержать одну удочку. Потом повел его куда-то далеко купаться. Петька очень боялся идти в воду, но когда вошел, то не хотел вылезать из нее. Он делал вид, что плавает: поднимал нос и брови кверху, захлебывался и бил по воде руками, поднимая брызги.
Гимназист
У́дочка
3. Спишите текст. Выделите в словах корни с безударными гласными. Укажите служебные части речи.
4. Выпишите три словосочетания, которые связаны с помощью предлогов и окончаний. Укажите главное и зависимое слово. Словами каких частей речи они связаны?
71
1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. В словах с пропущенными буквами выделите орфограммы.
2. Используя теоретический материал (см. упражнение 69). укажите, какой частью речи являются выделенные слова.
1. Ух жарко! До пол..дня грибы собирали! (Н. Некрасов). 2. Вот и солнце встает, из-за пашен бл..стит (И. Никитин). 3. Пчела что-то гудела на пчели..ом языке (В. Каверин). 4. В глубине стари..ого парка стоял деревя..ый осо6няч..к (И. Тургенев).
72
1. Запишите высказывание Г. Державина Сделайте его синтаксический разбор.
Язык всем знаниям и всей природе ключ.
2. Передайте смысл высказывания своими словами тремя разными способами. Запишите составленные вами предложения.
Проверьте свои знания
73
1. Запишите краткую информацию о самостоятельных частях речи (название, вопрос, значение, пример), пропуская в записи выборочно название части речи, вопрос, значение или пример.
Образец. Сущ. – кто?… – предмет: дерево, снег.
2. Обменяйтесь вашими работами с соседом (соседкой) по парте. Без опоры на материалы таблицы на с. 34 восстановите и запишите пропущенные элементы.
3. Повторно обменяйтесь работами, проведите взаимопроверку, опираясь на материалы схемы.
74 “Четвертый лишний”
1. Кино, актер, интересный, сюжет.
2. Детский, приключенческий, кинотеатр, фантастический.
3. Смотреть, скучный, снимать, нравиться.
75
1. Из текста упражнения 73 выпишите по два примера всех самостоятельных и всех служебных частей речи.
2. У существительных, прилагательных и местоимений укажите в скобках род. число, падеж, у глаголов – спряжение.