60. Пословицы и поговорки (Прислів’я та приказки).Говорим: составляем высказывание по пословице. Читаем: составляем вопросы по тексту, отвечаем на них
474. Прочитайте. О чем этот текст? Какая пословица использована для выражения его основной мысль?
Девочка без матери зашла в погребицу и выпила молоко. Когда мать пришла, девочка потупилась1 и не глядит на мать. И сказала:
– Матушка, что-то кошка лазила в погребицу, я ее выгнала. Не поела б она молоко.
Мать сказала:
– Знает кошка, чье мясо съела.
Лев Толстой
1 Потупиться
Обратите внимание! В тексте рассказывается о девочке, которая поступила плохо и, чтобы отвести от себя угрозу наказания, попыталась свалить вину на другого. Осуждая неблаговидный1 поступок героини, автор использует пословицу Знает кошка, чье мясо съела. Это устойчивое выражение о том, кто виноват и знает свою вину. Смысл его переносный, иносказательный, применимый ко многим сходным ситуациям.
Употребление пословиц и поговорок делает нашу речь яркой, выразительной, помогает лучше отразить положительное в человеке, осмеять, разоблачить его
475. Прочитайте и спишите пословицы и поговорки, попробуйте разъяснить их смысл по образцу. В какой ситуации уместно использовать каждую из них?
Образец. Знает кошка, чье мясо съела. Так говорят о том, кто виноват и знает свою вину.
1. Куй железо, пока горячо! 2. Ум хорошо, а два лучше. 3. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. 4. Поспешишь – людей насмешишь. 5. Семь раз примерь, один раз отрежь. 6. Капля и камень долбит.
Это интересно!
Слова капля и накапливать, хоть и звучат похоже, корни имеют совершенно разные. Оба слова очень старые: “капля” образовано от общеславянского “капати” (капать), а общеславянское “копить” (собирать, накапливать) – от существительного копа, которое еще сохранилось в диалектах и означает “куча сена, 60 снопов”; “накопить” значило “собрать много коп, много сена” (от глагола копить образовалось потом и слово копна).
476. Прочитайте текст, определите его тему.
ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ МОЛВИТСЯ
Не всякий расскажет сказку или споет песню, а пословицу каждый когда-нибудь да и скажет и сам не заметит, что употребил ее в разговоре. Недаром в народе говорится, что без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
1 Неблаговидный – непорядочный, заслуживающий осуждения.
Неутомимой собирательнице пословиц и загадок М. А. Рыбниковой удалось установить, что каждый, независимо от того, живет ли он в городе или в деревне, много или мало он учился, употребляет в разговоре двести-триста пословиц. Владимир Иванович Даль, знаток пословиц, составитель знаменитого сборника “Пословицы русского народа”, дал им такое определение: “Пословица – коротенькая притча… Это суждение1, приговор, поучение, высказанное обиняком2 и пущенное в оборот под чеканом3 народности “.
К пословицам очень близки поговорки – недаром их обычно рассматривают вместе, печатают в одних сборниках, часто путают. Отличается поговорка от пословицы тем, что в ней нет законченной мысли, положения, тезиса, как мы видим это в пословице.
Так, например, такие распространенные выражения Положить зубы на полку, Щелкать зубами, Заморить червячка – поговорки. На эту же тему, то есть о пище и ее значении, существуют пословицы Голод и волка из лесу гонит, Натощак и песня не поется.
И те и другие несут в себе основы народной философии, провозглашают нормы народной морали. Они утверждают благородную силу труда и науки, любовь к родине, самоотверженность, говорят о любви и дружбе, о радостях материнства, о силе коллектива. В то же время они осуждают лень, ложь, измену, трусость, болтливость.
По Эрне Померанцевой
Спишите второе и третье предложение последнего абзаца. Найдите в них однородные члены предложения, объясните постановку знаков препинания.
477. Рассмотрите рисунок. Какая пословица в нем отражена? Какой смысл этой пословицы передал художник – прямой, буквальный или переносный, иносказательный? Запишите пословицу. Придумайте ситуацию, в которой ее можно было бы употребить.
А какую пословицу вы хотели бы изобразить на рисунке? Выполните такой рисунок и предложите соседу по парте отгадать, какое устойчивое выражение в нем отражено.
1 Суждение – мнение, заключение.
2 Обиняк – намек, недомолвка.
3 Чекан – орудие, инструмент для обработки чего-нибудь.
478. Поработайте в парах. Один из вас пусть читает один абзац текста (упр. 476) и задает 1-2 вопроса по этому абзацу, а другой отвечает на них. После этого поменяйтесь ролями и переходите к следующему абзацу.
479. Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где надо, пропущенные буквы. Найдите слова на этой и на нескольких предыдущих страницах учебника; проверьте написанное.
С(?)ела, п..ймала, ко(л, лл)..кти(в, ф), п..словица, (не)п..ела, (не)выл..виш(?), употр..бляет, бли(з, с)ки, благородную, ..быч(?)но, (не)п..ет(?)ся, об(?)..снил, чу(?)ства, отл..ч..ет(?)ся, (не)гл..дит, п..ставила.
480. Придумайте ситуацию, в которой было бы уместно использовать одну из известных пословиц. Составьте и запишите текст наподобие того, что дан в упр. 474.
Поймала
Поставила