15. Правильно произносим и пишем слова с буквами ъ, ь после согласных перед я, ю, е, е, и. Говорим: составляем диалог по пословице
116. Прочитайте, спишите пословицы. Правильно произносите слова с ь, ь – не пропускайте звук [й], на который указывают буквы ь, ь перед я, ю, е, е, и.
1. Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел. 2. Знает кошка, чье мясо съела.
3. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Поработайте в парах. Обсудите, какие из этих пословиц говорят об ответственности за свои поступки. Придумайте ситуацию, в которой можно было
– Оксана, знаешь, вчера я так расстроилась из-за того, что не могла пойти в зоопарк.
Чья́
Чье́
– А почему ты не пошла?
– Представляешь, …. Но тут оказалось, что… !
– Действительно, не было бы счастья…
117. Правильно прочитайте слоги и слова с этими сочетаниями звуков.
Пя [п’а] (мя, пе, лю) – пья [п’йа] (мья, пье, лью, нье)
Семя [м’а] – семья [м’йа]
Петр [п’о] – пьет [и’йо]
Живет [в’о] – вьет [в’йо]
Лови [в’и] – соловьи [в’йи]
Сел [с’э]
Веха [в’э] – въехал [в’йэ]
Обед [б’э] – объедки [б’йэ]
Запомните! После букв, обозначающих согласные, перед я, ю, е, е, и пишут ь или ъ в том случае, если между согласным и гласным произносится звук [й].
118. Рассмотрите таблицу. Объясните, как она построена, как надо читать данный материал, чтобы получились два предложения – правила написания ь и ь. Можете использовать незавершенные предложения.
В таблице три колонки, первая и третья разделены… . Верхнее окошко в них посвящено букве… , нижнее – … . Средняя колонка не разделена на части, наверное, потому, что она относится… . Читать данный материал надо так: вначале взять верхнее окошко левой колонки, потом… и верхнее окошко….
Букву ъ пишем | После согласного перед я, ю, е, е, и | Если согласный стоит в конце префикса: Въезд, съел |
Букву ь пишем | В остальных случаях (не после префикса): вьется, чье |
119. Составьте слова, запишите их, обозначьте префиксы в словах. Объясните, какой звук произносим, какую букву надо писать после префикса.
120. Правильно прочитайте, спишите, дополните ряды слов. Устно составьте 2-3 связанных между собой предложения с некоторыми из этих слов.
Илья, Наталья (Наталия), Марья (Мария), Настасья (Анастасия)…
Вьет, льет, бьет…
Варенье, печенье, угощенье…
Семья, друзья…
Воробьи, соловьи…
Листья, медвежья, волчья…
Сэкономил, пять, Сема…
121. Прочитайте скороговорку сначала медленно, потом все быстрее. Спишите, проверьте написанное. Устно составьте высказывание о том, почему, по-вашему, простенькие, потешные скороговорки веками живут в народе.
Около кола вьюн и хмель Вьются на плетень.
Вьются, плетутся, заплетаются, Расперезавиваются.
122. Прочитайте. Сравните, как произносятся и как пишутся слова в русском и украинском языках.
По-русски | По-украински |
Съел [с’йэл] Бьют [б’йут] Платье [плат’йэ] Листья [лйс’т’йа] | З’їв [зйів] Б’ють [бйут’] Плаття [плат’т’а] Листя [лис’т’а] |
123. Спишите, вставляя пропущенные буквы. В случае затруднения обратитесь к орфографическому словарю.
Л..тит, лист..я, мож..т, р..бота, объявление, сем..я, с..режки, выле..ть, друз..я, Ил..я, печен..е, с..ел, вор..6..и, ч..я, не(сч, щ)астье, ч..е, т..традью, хитр..стью, под..ехал, об..явление.
124. С помощью толкового словаря определите, сколько значений имеет слово подъем. Составьте несколько предложений с этим словом, употребляя его в разных значениях. Одно предложение запишите.