I СЕМЕСТР
УРОК 10
Тема. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Заглавная буква в начале предложения. Употребление существительных в дательном падеже множественного числа с предлогом (по дорогам, по страницам)
Цель: систематизировать знания учащихся о предложении; учить правильно выделять границы предложения в устной и письменной речи; развивать связную речь учащихся; воспитывать аккуратность, внимательность.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация
1. Словарный диктант. письмо с комментированием
Еще, похожи, спасибо, сегодня, здравствуйте, до свидания, рассказ.
2. Давайте поиграем!
Игра “Собери новое слово”
Из первого звука каждого слова нужно составить новое слово. Можно использовать карточки с рисунками, тогда учащиеся сначала называют предметы, а затем составляют слово из первых звуков слов.
– Кошка, нитки, игра, гусь, аист. (Книга)
– Кукла, арбуз, ручка, аист, нора, дом, автобус, шапка. (Карандаш)
– Рима, утка, чулки, корабль, аист. (Ручка)
3. Работа в группах
– Составьте предложения
– Что вы знаете о предложении?
III. Сообщение темы и задач урока
Учитель. На сегодняшнем уроке мы будем учиться составлять предложения, обозначать границы предложений в устной речи и на письме, повторим то, что уже знаем о предложении.
IV. Работа над новым материалом
– Сравните эти две группы слов. Какая из них выражает законченную мысль?
Осенний ветер срывает с деревьев желтые листья. | Осенний ветер срывает с деревьев. |
Учитель. Слово или группа слов, которые выражают законченную мысль, называется предложением.
V. Закрепление и осмысление нового материала
1. Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу слова
Плывет по хлебному полю ________________. Он ссыпает зерна пшеницы в ________________. Машины отвозят зерно на ________________. Там из зерен делают ________________. А из муки можно печь ________________.
Слова для справок: комбайн, мельница, булки, батоны, машины, баранки, мука.
– Запишите текст. Слова первого предложения разделите черточками для переноса.
2. Письмо по памяти
– Прочитайте, делая паузу после каждого предложения.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
А. Плещеев
– Сколько предложений в стихотворении? О чем говорится в каждом предложении? Напишите их по памяти.
3. Почему трудно читать эти предложения?
1) Околоселагустойлес.
2) Влесуподсоснойноралисы.
3) Внорелисята.
– Сверьте свои выводы с правилом.
– Предложение состоит из слов. Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.
Определите, сколько слов в каждом из предложений. Запишите первое предложение, отделяя слова друг от друга.
4. Виды предложений по цели высказывания
Учитель. По цели высказывания предложения бывают повествовательными, вопросительными, побудительными.
Киев – очень красивый город. Мы любим свой родной город!
Вы будете сегодня в парке? Какой будет зима в этом году?
Самолет, самолет, ты возьми меня в полет.
Берегите родную природу!
Учитель. Прочитайте, передайте голосом интонацию предложений. Определите, какие это предложения по цели высказывания.
Выбегай поскорей,
Посмотри на снегирей!
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели.
А. Прокофьев
– Перестройте повествовательные предложения в побудительные. (Коллективная работа)
Дети моют руки перед едой.
Мышка остерегается кошку.
Солнышко ясное всходит над землею.
– Запишите последнее предложение. Не забудьте выделить обращение.
VI. Итог урока
Беседа
– Что называют предложением?
– Как обозначают границы предложений в устной речи? в письменной?
– Какие бывают предложения по цели высказывания? Приведите примеры.
VII. Домашнее задание