Глаголы настоящего и будущего времени 3-го лица. Произношение глаголов 3-го лица множественного числа. Произношение

УРОК № 53

Тема. Глаголы настоящего и будущего времени 3-го Лица. Произношение глаголов 3-го лица множественного числа. Произношение – ться, – тся в глаголах

Цель: обучить написанию и произношению – ться и – тся в глаголах; повторить и обобщить ранее изученное о написании мягкого знака в глаголах; обогащать словарный запас учащихся; работать над культурой речи.

Оборудование: таблица, учебные тексты.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

С ОБОБЩЕНИЕМ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО

Беседа с учащимися.

– Сравните написание глаголов в русском и украинском языках.

Форма глагола

В русском языке:

В украинском языке:

Неопределенная форма

Мыть, мыться

Мити, митися

2-е лицо единственного числа

Моешься

Миєшся

3-е лицо единственного числа

Моется

Миється

3-е лицо множественного числа

Моются

Миються

– В каких формах глаголы в русском

языке пишутся с мягким знаком?

– Как различать глаголы на – тся и – ться на письме?

– Поставим к ним вопросы.

Три братца пошли (что делать?) купаться. Два братца (что делают?) купаются, а один на берегу (что делает?) валяется.

– Правильно произнесем эти глаголы.

Вывод. В глаголах, которые отвечают на вопрос что делать? что сделать?, пишется – ться, произносится [ц:а].

В глаголах, которые отвечают на вопросы что делает (сделает)? что делают (сделают)?, пишется – тся, произносится [ц:а].

Образец рассуждения. Чтобы правильно написать глагол на – тся или – ться, нужно: 1) установить, от какого слова зависит глагол; 2) поставить к глаголу вопрос.

Кто умеет (что делать?) веселиться, того горе (что делает?) боится.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Письмо с обоснованием.

(См. образец рассуждения.)

– Запишите предложения, ставя вопросы к глаголам. Прочитайте, правильно произнося – ться и – тся.

Не надо (______________) хвалиться, коли не знаешь, как хлеб (______________) родится. Нужно (______________) наклониться, чтоб из ручья воды напиться. Ходит журавль по болоту, (______________) нанимается на работу. Тот труда (______________) не боится, кто умеет (______________) трудиться. Грамоте (______________) учиться – вперед (______________) пригодится. За все (______________) берется, да не все удается.

2. Диктант с изменением текста.

– Замените выделенные имена существительные неопределенной формой глагола на – ся, изменяя, если нужно, и другие слова.

Образец. Охота была еще не запрещена. – Охотиться было еще не запрещено.

Отряд вынужден был сделать остановку. Каждому рекомендуют обтирание холодной водой. Штангисты продолжают борьбу за переходящий кубок. У каждого должно быть стремление улучшить свои рекорды.

– Прочитайте полученные предложения. Следите за правильным произношением глаголов на – ться.

3. Словарный диктант.

– Подберите антонимы к данным глаголам в неопределенной форме. Глаголы и антонимы к ним запишите парами. Следите за правильным написанием – ться.

Подняться, согнуться, соединиться, опускаться, печалиться, лениться.

4. Самостоятельная работа.

(Задание записано на карточках или на доске.)

– Составьте предложения с данными глаголами.

Позаботиться – позаботится; приземлиться – приземлится; бороться – борется.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятий 47, 48 (Практика В, Г).

2. Выполнить упр. 511, 514.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Глаголы настоящего и будущего времени 3-го лица. Произношение глаголов 3-го лица множественного числа. Произношение - Плани-конспекти уроків по російській мові


Глаголы настоящего и будущего времени 3-го лица. Произношение глаголов 3-го лица множественного числа. Произношение