Тематические группы слов. Развитие речи. Культура речи. “У каждого свое увлечение”

УРОК № 33

Тема. Тематические группы слов. Развитие речи. Культура речи. “У каждого свое увлечение”

Цель: ознакомить учащихся с понятием “тематическая группа слов”; достичь усвоения учащимися изучаемого понятия на практике; работать над развитием и культурой речи.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

ХОД УРОКА

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Проверка выполнения упражнений.

2. Беседа по изученному материалу.

– Что такое лексика?

– Что такое лексическое

значение слова?

– Чем отличаются многозначные слова от однозначных? Приведите примеры.

– Приведите примеры слов с переносным значением.

– Покажите на примерах, что синонимы обозначают одно и то же, но имеют оттенки значений.

– Что такое антонимы? Приведите примеры.

– С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы?

– Что такое омонимы? Приведите примеры.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Объяснение учителя.

В лексическом значении

слов может быть что-то общее, что объединяет эти слова. Такие слова объединяются в тематические группы, например: деревья – сосна, дуб, клен, береза; фрукты – яблони, груши, сливы, абрикосы. Общее в первой группе слов – дерево, во второй – фрукт. Но каждое дерево, каждый фрукт имеет свою, отличительную особенность.

2. Практическое упражнение.

Упр. 335.

3. Работа с учебной статьей.

Учебник, с. 151.

– Рассмотрите схему. Среди слов, имеющих сходное со словом фильм найдите видовое и родовое понятия.

4. Объяснение учителя.

Можно ли слова кумачовый, рубиновый, коралловый считать синонимами? Почему? Назовите общий признак.

Вывод: слова, являющиеся синонимами по лексическому значению, на основании общего признака объединяются в тематические группы. Слова кумачовый, рубиновый, коралловый объединяются в тематическую группу “красный”.

– Прочитайте записанные на доске слова снег, ветер, мерзнуть, холодный, холод, сверкать, блестеть, ослепительный, метель, ветреный, скользкий, снежки, коньки, свежий, кататься, мороз.

– Что можно описать при помощи этих слов? В какую тему их можно объединить?

Вывод: слова, входящие в тему (в данном случае “Зима”), называются тематическими включениями. С их помощью можно описать явления, признаки, действия, характерные для данной темы.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Тестовое задание.

Укажите слова, принадлежащие к тематической группе “синий”:

А) лиловый, фиолетовый, сиреневый;

Б) васильковый, небесный, лазурный;

В) сочный, спелый, созревший.

2. Игра “Кто больше, точнее, быстрее?”

– Составьте словарик на одну из тем: “Лето”, “Осень”, “Семья”.

(Задание можно выполнять по вариантам.)

V. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ И КУЛЬТУРОЙ РЕЧИ

1. Чтение текста “Вместо сачка – ножницы”.

Учебник, с. 152.

2. Словарная работа.

– Познакомьтесь со значением слова хобби (учебник, с. 152). Можно ли это слово считать синонимом слова увлечение?

3. Обучение подбору синонимов.

Упр. 341.

4. Обучение умению составлять тематические группы слов.

Упр. 340.

5. Чтение диалога в лицах.

Учебник, с. 152-153.

6. Практическое упражнение.

Упр. 344.

7. Ознакомление с понятием “Типы речи”.

1) Чтение учебной статьи, с. 153.

2) Вопросы к учащимся.

– О чем говорится в повествовании?

– Что изображается в описании?

– Что излагается в рассуждении?

– Какие вопросы помогают определить типы речи?

8. Выявление восприятия.

Выполнение упр. 347.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал занятия 30.

2. Выполнить упр. 345.

3. Повторить изученное по теме “Лексикология”.




Тематические группы слов. Развитие речи. Культура речи. “У каждого свое увлечение”