II СЕМЕСТ Р
УРОК 39
Тема. Произношение и написание слов с сочетанием согласных (возьму, песня и т. д.) Правило употребления мягкого знака в этой позиции. Перенос слов. Развитие орфографической зоркости
Цель: учить учащихся правильному произношению и написанию слов с сочетанием согласных (возьму, песня); закреплять умение переносить слова; развивать орфографическую зоркость; обогащать словарный запас; воспитывать внимательность.
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка
III. Актуализация опорных знаний учащихся
– Прочитайте скороговорку.
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы две недели
Карамель на мели ели.
И. Демьянов
– Какие слова из скороговорки пишутся с ь на конце? Приведите подобные примеры.
– Назовите несколько слов, в которых буква ь встречается в середине слова.
IV. Работа по теме урока
1. Прочитайте слова по слогам
Мальчик, школьник, учительница, пальто, больница, белка, пальцы, палка, ельник, шпилька, пилка, мельница, польза.
– Выпишите сначала слова с мягким [л’] в
2. Игра “Спрячь в серединку”
– Кто первым спрячет в серединку ь в записанных словах?
День, огонь, пень, уголь, зверь, окунь
3. Исправьте ошибки
В лесу жил хор (хорь). Лодка села на мел (мель). Мы мылись в банке (баньке). Угол (уголь) сложили в угол.
4. Прочитайте слова. Спишите их, разделяя для переноса
Образец: пень-ки, огонь-ки.
Пеньки, огоньки, деньки, коньки, пузырьки, зорька, борьба, письмо, мальчик, пальто, альбом.
5. Прочитайте предложение. Запишите его
Галка сидит на гальке.
Галка – птица.
Галька – мелкий, гладкий, округлой формы камень.
– Каким звуком и какой буквой различаются слова галка и галька?
6. К данным словам подберите слова с противоположным значением
Ближе – …
Больше – …
Сладко – …
Толще – …
– Запишите пары слов. Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
7. Прочитайте слова. Запишите их в два столбика: слова с мягким знаком в конце слова; в середине
Пальто, палка, дым, тень, неделя, фасоль, полька, окунь, лето, коньки, ель, песня, редька, булка, кость, цепь, письмо, семь, возьму.
8. Прочитайте текст
ПЕРЕЛЕТ ПТИЦ
Ран…ше всех улетают в теплые края молодые птицы. Сил…ные и выносливые птицы дол…ше остаются на родине.
Ласточки и стрижи летят очен… быстро. Перепелка бол…ше бежит по земле, чем летит.
Птицы летят ден… и ночь. Они держат пут… на юг.
По В. Бианки
– Что нового вы узнали?
– Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
V. Итог урока
Беседа
– Что обозначает на письме ь?
– Где в словах может стоять ь?
– Как переносятся слова с ь?
ВЕСЕЛЫЕ РИФМЫ
Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь
Без пожара, просто так?
Это буква мягкий знак.
Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова,
Чтобы хорь не стал бы хором,
Колья – Колей никогда.
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
VI. Домашнее задание