Раздел 3 Понятие о сообщениях, информации и информационных процессах
15 РАССКАЗОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ
– Вся наша жизнь связана с информацией, – начал свой рассказ Мудрунчик. – Мы получаем сообщения, когда общаемся с другими людьми, слушаем учителя на уроке” смотрим телевизор, читаем книгу или журнал.
Мы сохраняем сообщения, когда записываем в дневник домашнее задание, сохраняем номер телефона в телефонной книге, делаем заметки в блокноте, запоминаем правило, записываем программу в память компьютера.
Заучивая
Наскальные рисунки, резьба на костях животных, писанки, вышивки относятся к древнейшим средствам хранения сообщений. Благодаря им мы узнали о том, каким был мир в давние времена.
Знаменательным событием стало возникновение письменности. Сообщения начали записывать и хранить в Месопотамии на глиняных табличках, в Древнем Египте – на папирусе, в средневековой Европе – на пергаменте, в Киевской Руси – на бересте. Позже сообщения стали хранить на бумаге.
В наше время сообщения сохраняются в учебниках, словарях, энциклопедиях, на фотопленках, пластинках, в компьютерах и т. д.
Мы передаем сообщения, когда звоним друзям, рассказываем знакомым о каких-то событиях, посылаем SMS.
Первой в истории удачной попыткой передачи сообщения были мимика, жесты и звуки, с помощью которых первобытный человек сообщал другому о том, где находится пища, где лучше охотиться или предостерегал об опасности.
В течение длительного времени люди сохраняли сообщения только в собственной памяти и передавали их в устной форме – в сказках” песнях, былинах.
Еще один древний способ передачи сообщений – при помощи посланника.
Со времен Древней Греции сохранилась легенда о посланнике” который пробежал 42 195 метров, чтобы передать в Афины весть о победе над врагом в битве, состоявшейся у города Марафон. Посланник передал сообщение о победе, упал и сразу же умер. С тех пор на Олимпийских играх спортсмены преодолевают марафонскую дистанцию длиной 42 195 метров.
Наши славные предки, украинские казаки, зажигали костер на сторожевых курганах. Так они сообщали о приближении врага.
Моряки передают сообщения, используя световые сигналы фонаря, звуковые сигналы или сигнальные флажки.
Животные также передают сообщения. Своими движениями пчелы-разведчики “сообщают” другим пчелам, куда им следует лететь и где собирать нектар.
Мы используем сообщения, когда готовим домашнее задание, решаем, в какой кружок или спортивную секцию записаться, планируем путешествие во время каникул.
Мы обрабатываем сообщение, когда решаем задачу. Прочитав ее условие, мы записываем определенную последовательность действий и получаем ответ на вопрос задачи. То есть получаем новое сообщение.
– Таким образом, мы можем получать сообщения, обрабатывать, передавать, хранить и использовать их, – подытожил Мудрунчик.
– Молодец! – воскликнула Аннушка. – А знаешь ли ты, что получение, обработка, передача, хранение и использование сообщений называют информационными процессами?
– Нет. А что означает слово “процесс”? – спросил Мудрунчик.
– Это действие, которое продолжается определенное время, – объяснила девочка.
– Понятно. И наш сегодняшний разговор с тобой – это тоже процесс?
– Да, – ответила Аннушка.
– Тогда я знаю еще один процесс, который происходил недавно, – сказал Мудрунчик.
– И что же это за процесс? – спросила Аннушка.
– Это процесс ознакомления с клавиатурой компьютера, – ответил Мудрунчик. – На уроках информатики я получил сообщение о назначении клавиш клаватуры и о том, как их нужно нажимать. Я запомнил эти сообщения, постоянно их вспоминаю и использую, работая с клавиатурой. Я могу передать полученные сообщения своим друзьям, и они научатся правильно использовать клавиатуру.
Работаем за компьютером
Запусти на выполнение программу GCompris. Последовательно выбери кнопки:
Нажми левую кнопку мыши и, не отпуская ее, перетяни фрагменты рисунка из левой части окна на необходимое место.
Когда все части будут размещены правильно, станет доступной кнопка . Выбери ее.
Вопросы и задания
1. Какие ты знаешь информационные процессы?
2. Назови предметы, которые можно использовать для хранения сообщений. Объясни свой выбор.
3. На уроке математики учительница вызвала Аннушку и предложила вычислить значение выражения, записанного на доске: (2 + 3) – 4.
Аннушка выполнила это задание устно, записала результат и сообщила его учительнице. А возвращаясь на место, задала себе следующие вопросы.
1) Как ко мне попало сообщение о выражении, значение которого нужно вычислить?
2) Где сохранялось сообщение, пока я вычисляла значение выражения?
3) Что происходило с сообщением во время вычисления значения выражения?
4) Как результат стал известен учительнице?
Ответь на эти вопросы самостоятельно.
4. Вспомни информацию о действии умножения и попробуй ее использовать для вычисления значений таких выражений.
5. Что ты делаешь с информацией, полученной на уроках?
Для любознательных
1. Элзик получил загадочное письмо. Помоги ему узнать, какую информацию оно содержит.
Дорогой Завтра мы собираемся в Будем лепить Одевай и варежки. Возьми с собой – будет нос . Ждем тебя в Твои
2. Найди среди пирамид две одинаковые.