Род имен существительных. Существительные общего рода

МОРФОЛОГИЯ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

§13 Род имен существительных. Существительные общего рода

100

1. Составьте с данными словами словосочетания существительное + прилагательное или существительное – глагол прошедшего времени.

2. Укажите род существительных.

ГАИ, телефон, желание, брошюра, ламинат, впечатление, волна, герой, ТЮЗ, удивление, миксер, чудо, зарядка, вуз, ночь.

101 Сочинение

1. Со словами из первой колонки составьте письменно небольшой текст “На ярмарке”, используя глаголы-сказуемые в форме прошедшего

времени.

2. Укажите род существительных.

Говорите правильно! отборный картофель (рус.) – добірна картопля (укр.)

Дикая собака (рус.) – дикий собака (укр.)

Красивая роспись (рус.) – гарний розпис (укр.)

Деревянная посуда (рус.) – дерев’яний посуд (укр.)

Маленькая птица (рус.) – маленький птах (укр.)

Осенняя ярмарка (рус.) – осінній ярмарок (укр.)

Успешная продажа (рус.) – успішний продаж (укр.)

102 Диалог

1. Прочитайте текст, в котором пропущены имена участников диалога. Можно ли определить, кто ведет этот забавный спор на звание самого “жадного жадины”: Две девочки,

два мальчика или мальчик и девочка? Можно ли точно сказать, какого рода слово жадина?

2. Разыграйте диалог, продолжите его 2-4 репликами.

ЖАДИНЫ

… и… сидели за одной партой.

– Ты знаешь, а я – жадина, – говорит….

– А я еще жаднее.

– Неправда, я жаднее, о чем бы меня ни попросили, я никому ничего не дам, потому что я – жадина.

– И я не дам, а еще и чужое прихвачу.

– А я вообще все подряд для себя хватаю, увижу на улице какую-нибудь дощечку – сразу домой тащу.

– Ой, подумаешь! А я замечу какую-нибудь рваненькую бумажку – сразу в карман.

Спорщики так увлеклись, что даже не заметили, как рядом остановилась Нина Евгеньевна.

– Ну вот что, – прервала ребят Нина Евгеньевна, – редко удается доставить людям такую радость. Берите в руки веники и подметайте школу, а за это я разрешу вам распихать весь мусор по своим карманам.

По И. Бутману

103 Анализ теоретического материала

1. Прочитайте информацию о роде имени существительного в таблице на с. 42 и сопоставьте ее с теоретическим материалом параграфа. Почему по слову жадина невозможно было определить, кто участвует в диалоге (см. упражнение 102).

Род – постоянный морфологический признак имени существительного. Существительное может относиться талько к мужскому роду или талькок женскому, или только к среднему роду: стал (м. р.), парта (ж. р.), окно (ср. р.).

Помимо мужского, женского и среднего рода есть существительные общего рода (на – а, – я), называющие качества людей.

В тексте они могут относиться как к лицу мужского, так и женского пола: Сережа большой трудяга. Наташа большая трудяга. Это существительные общего рода.

2. Подставьте к слову жадина имя мальчика и имя девочки. Определите род существительного в каждом случае.

104

1. Запишите сначала существительные общего рода, называющие отрицательные качества человека, затем – существительные общего рода, называющие положительные качества.

Самоучка, кривляка, выскочка, попрошайка, зазнайка, неряха, невежда, забияка, обжора, зубрила, умница, плакса, работяга, трудяга, задира, молодчина.

2. В какой ситуации общения уместно употреблять существительные общего рода? Свое мнение обоснуйте.

105

1. Составьте по два предложения с существительными общего рода по образцу. Используйте прилагательные, данные в материале для справок.

Образец. Мой друг такой сладкоежка. Моя подруга такая сладкоежка.

Коллега, левша, торопыга, тихоня, сластена, неженка, хитрюга, работяга, молодчина.

Для справок: такой, мой, наш. этот, большой, удивительный.

2. Запишите транскрипцию выделенного слова.

106

1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Составьте пунктуационные схемы предложений.

Возмутитель

Споко́йствие

2. Укажите существительные общего рода, одушевленные существительные, имена собственные.

1. Она была так рада что этот выскочка Димка Сомов попался (В. Железников). 2. Я хотел по-хорошему объяснить этому верзиле-воробью почему он не мог нас раньше видеть во дворе (В. Медведев). 3. Молодец! Работяга! похвалила меня мама (А. Алексин). 4. Громила смерил Артема взглядом и пошел на возмутителей спокойствия (Т. Крюкова).

3. Сделайте синтаксический разбор четвертого предложения.

Имена существительные, называющие людей по профессии, роду занятий, должности, относятся к мужскому роду, но называют лиц как мужского, так и женского пола: врач, педагог, директор. Определение-прилагательное с такими существительными употребляется только в мужском роде: участковый врач Игнатов, участковый врач Игнатова.

Глагол-сказуемое в форме прошедшего времени употребляется в мужском роде, если речь идет о мужчине, и в женском, если о женщине: участковый врач Игнатов выписал рецепт, участковый врач Игнатова выписала рецепт.

Это интересно!

Появление у таких слов, как педагог, врач, директор, психолог, возможности обозначать лица не только мужского, но и женского пола, а также употребление при них глаголов в форме прошедшего времени женского рода связано с тем, что женщины стали активно участвовать в тех сферах жизни, которые раньше считались мужскими.

107

Составьте предложения с именами существительными – названиями профессий. Запиши их по образцу.

Образец. Молодой архитектор Петров взялся за чертежи. Молодой архитектор Петрова взялась на чертежи.

Секретарь, стилист, врач, педагог, психолог, стоматолог, библиотекарь, читатель, администратор, инженер, директор, профессор, дирижер.

108 Обучающее списывание

1. Прочитайте текст. Укажите слова, называющие людей по роду занятий.

2. Спишите текст, соблюдая последовательность действий при обучающем списывании. К словам, называющим людей по роду их занятий, допишите прилагательные-определения.

Я шел в библиотеку. Сегодня надо сдать книгу Фабра “Инстинкт и нравы насекомых”, которую я все эти дни перечитывал.

А вот и библиотека. Множество деревянных колонн, а над ними крыша с острым шпилем и флюгером. Такое впечатление, будто архитектор уже начал строить здание, но потом передумал и изменил свой первоначальный план.

Кому не знакомо чувство читателя – помедлить, затянуть расставание с благородной и умной книгой. Но пора было сдать книги библиотекарю.

По В. Брагину

3. Сделайте словообразовательный разбор и разбор по составу выделенного слова.

Словарь

Шпиль – вертикальное остроконечное завершение здания в виде очень сильно вытянутых вверх конуса или пирамиды.

Флю́гер – метеорологический прибор для определения направления и измерения скорости ветра.

109 Редактирование

1. Исправьте ошибки в употреблении наименований профессий и должностей.

2. Спишите предложения в исправленном виде, вставляя пропущенные знаки препинания, кавычки.

І. Библиотекарша Антонина Васильевна предложила мне несколько книг: Повести Балкина А. Пушкина. Робинзон Крузо Даниэля Дефо. Гарри Поттер Джоан Роулинг. 2. Лекторша Ивикова Ирина Андреевна демонстрировала фрагменты из научно-популярных фильмов: Когда природа дает сдачи. Тайны Тихого океана. Хрупкий мир. 3. Наша повариха тетя Маша замечательно готовит блюда украинской национальной кухни: борщ, галушки, вареники.

Архите́ктор

Насеко́мое

Библиоте́ка

110

1. Прослушайте текст. Выпишите ключевые слова и словосочетания слов. Какую мысль пытался доказать Леня ребятам? Составьте вопросы по содержанию текста и задайте их соседу (соседке) по парте.

2. Выпишите существительные общего рода и существительные, род которых не совпадает в русском и украинском языках.

По дороге домой Леня встретил знакомых ребят. Они сидели на траве и что-то горячо обсуждали.

– Леня! Иди быстрее сюда! – крикнул ему Коська. – Мы вот тут спорим с Лизкой.

– Они говорят, что Валька трусишка и хвастунишка, – резко сказала Лиза. – И я с этим совершенно согласна, но разве мы должны из-за этого бросить воспитывать волю и зака..лять характер? Ты только характер посмотри на них! Один раздумал пить ледяную воду, а другой уже и не собирается залезать в сад, где злая собака. Это, по-твоему, как – правильно?

– Мне кажется, правильно, – робко сказал Леня. – Зачем нужна храбрость, которая, кроме вреда себе и другим, ничего не приносит? Кому будет хорошо, если он будет пить ледяную воду и потом заболеет? Ему? Тебе? Его родителям? Нарочно простужаться, испытывать боль, чтобы закалить волю… Вы меня извините, но, по-моему, это… глупо.

По Л. Гераскиной

 Род имен существительных. Существительные общего рода

3. Докажите, что этому отрывку свойственны основные признаки текста.

4. Перескажите текст, дополняя рассказ своими размышлениями.

Проверьте свои знания

111 “Четвертый лишний”

1. Картофель, роспись, ванна, печь.

2. Стол, собака, дядя, пень.

3. Забияка, обжора, солнце, умница.

4. Инженер, секретарь, актер, администратор.

112

Какие морфологические признаки имени существительного вы уже изучили? Используя материалы таблицы на с. 42, укажите морфологические признаки у существительных умница, дедушка, к учителю, в Простоквашино.

113

Найдите неточность в утверждении.

1. Определение-прилагательное при словах врач, продавец, стилист, директор и других может стоять как в женском, так и в мужском роде.

2. Слова изменяются по родам.

114

1. Прочитайте отрывки из детских дразнилок. Укажите существительные общего рода. Почему в детских дразнилках используются существительные общего рода?

2. Спишите дразнилки, вставляя пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните написание окончаний глагола.

1. Бедный Федотка-сиротка плач..т несчас..ный Федотка (К. Чуковский). 2. Ход..т ход..т попрошайка прос..т прос..т Дай-ка, дай-ка (С. Маршак). 3. Что ты плач..шь ревушка ревушка-коровушка? (Л. Барто.) 4. Спит лежебока без срока, спити вздыха..т глубоко Кабы еще бы два бока! (Э. Мошковская.)

3. Укажите вид предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Род имен существительных. Существительные общего рода - Російська мова


Род имен существительных. Существительные общего рода