II СЕМЕСТР
УРОК 55
Тема. Сказка “Теремок”. Подтверждение или отрицание утверждения, высказанного учителем по содержанию сказки. Воспроизведение, инсценировка диалогов из сказки
Цель: учить учащихся правильно формулировать вопросы; высказывать свое отношение к ситуации; развивать навыки аудирования текста, способность к речевому самоконтролю, фонематический слух; прививать любовь к труду; формировать критическое отношение к поступкам героев сказки; воспитывать чувство уважения к друзьям.
Оборудование: рисунки
Тип урока: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Игра “Какое слово спряталось”
На доске учитель выставляет рисунки с изображением предметов, первые звуки которых могут составить слово природа.
– Какое слово мы можем “собрать” из первых звуков названий?
2. Беседа о природе
– Какое стихотворение о природе мы выучили на прошлом уроке?
– Давайте вместе выразительно расскажем его. (На доске – рисунок, который помогает вспомнить строчки стихотворения.)
– О каком времени года идет речь? (Зима)
– Какие еще времена года вы знаете?
– Когда возвращаются птицы с юга? (Весной)
– А когда вновь улетают в теплые края? (Осенью)
– В какое время года птицы особенно нуждаются в нашей помощи? (Зимой)
– Почему?
– Как им можно помочь?
– А какое время года радует нас ягодами: клубникой, малиной, смородиной? (Лето)
– Чем вы любите заниматься летом? (Купаться, загорать, ходить в лес…)
– Зачем нужно любить и оберегать природу?
3. Вывод
Мы – хозяева нашей природы. Она для нас – кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Их надо охранять, открывать и показывать. Для рыбы нужны чистые водоемы. Будем их охранять. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные. Будем охранять леса, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.
По М. Пришвину
III. Сообщение темы и задач урока
– Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой “Теремок”, отправимся в театр и сами станем героями представления и зрителями.
IV. Мотивация учебной деятельности учащихся
– Скажите, кто из вас был в театре?
– В каких театрах вы были? (ТЮЗ, кукольный театр.)
– Вы заметили, что в одних театрах героев сказок играют люди, а в других – куклы?
– Сегодня на уроке мы будем настоящими актерами и настоящими зрителями. Ведь не только от актеров, но и от зрителей зависит, состоится представление или нет.
Учитель проводит беседу о правилах поведения в театре. Можно использовать видеофильм из киножурнала “Ералаш”.
V. Работа по теме урока
1. Знакомство с текстом русской народной сказки “Теремок” (чтение учителем)
ТЕРЕМОК
Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живет?
Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живет?
– Я, мышка-норушка! А ты кто?
– А я – лягушка-квакушка.
– Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живет?
– Я, мышка-норушка!
– Я, лягушка-квакушка.
– А ты кто?
– А я – зайчик-побегайчик.
– Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живет?
– Я, мышка-норушка!
– Я, лягушка-квакушка.
– Я, зайчик-побегайчик.
– А ты кто?
– А я – лисичка-сестричка.
– Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
– Терем-теремок! Кто в тереме живет?
– Я, мышка-норушка!
– Я, лягушка-квакушка.
– Я, зайчик-побегайчик.
– Я, лисичка-сестричка.
– А ты кто?
– А я – волчок-серый бочок.
– Иди к нам жить!
Волк влез в терем. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
– Терем-теремок! Кто в тереме живет?
– Я, мышка-норушка!
– Я, лягушка-квакушка.
– Я, зайчик-побегайчик.
– Я, лисичка-сестричка.
– Я, волчок-серый бочок.
– А ты кто?
– А я – медведь косолапый.
– Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез-лез – никак не получается. Вот и говорит:
– А я лучше у вас на крыше буду жить.
– Да ты нас раздавишь.
– Нет, не раздавлю.
– Ну, так полезай!
Влез медведь на крышу и, только уселся – трах! – затрещал теремок, упал на бок и развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок – все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить – новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!
2. Беседа по содержанию сказки “Теремок”
– Где стоял теремок? (В поле)
– Кто первым увидел теремок? (Мышка-норушка)
– Какие еще звери прибежали в теремок? (Лягушка, зайчик, лисичка, волчок, медведь)
– Кто был последним жителем теремка? (Медведь)
– Почему зверятам пришлось строить новый теремок?
– Какой вопрос задавали звери, когда впервые видели теремок? (Кто в тереме живет?)
– Что отвечали жители теремка? (“Я”,- и называли свое имя.)
– А что они спрашивали все вместе у очередного гостя? (А ты кто?)
– Что предлагали жители теремка очередному гостю? (Иди к нам жить!)
3. Просмотр мультфильма по одноименной русской народной сказке “Теремок”
4. Работа с текстом сказки “Теремок”
– Как звали мышку? (Норушка)
– Как вы думаете, почему? (Потому что она живет в норке.)
– А как звали лягушку? (Квакушка)
– Почему? (Потому что она квакает.)
– Как звали зайчика? (Побегайчик)
– Я думаю, что его назвали так, потому что он все время от кого-то убегает. То от волка, как в мультфильме “Ну, погоди!”, то от лисицы, как в сказке “Колобок”. А вы как думаете? (Дети высказывают свое мнение по данному вопросу. А учитель в подтверждение своих слов вывешивает на доске рисунки к сказке “Колобок” и мультфильму “Ну, погоди!”)
– А почему лисичку назвали сестричкой? Ведь она хитрая. Больше подошло бы название лисичка-хитрушка. (В этой сказке лисичка хорошая, такая же добрая жительница волшебного лесного домика, как и мышка, лягушка и др. Она очень мирно уживается с зайчиком в одном доме. Поэтому она – как сестричка,- добрая, дружелюбная.)
– Почему же волка называют серым бочком? Потому, что он ходит боком и выпачкал его серой краской? (Нет. Просто шуба у волка серого цвета. А бочок, потому что бок о бок живет со всеми лесными жителями в дружбе.)
– А за что медведя прозвали косолапым? (Дети высказывают свое мнение по данному вопросу. Во время обсуждения имен героев сказки на доске появляются рисунки с их изображением.)
5. Инсценировка русской народной сказки “Теремок”
– Давайте еще раз вспомним, как зовут действующих героев сказки. (Мышка – норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый)
– А как вы думаете, всех ли действующих лиц мы вспомнили?
– Кто рассказывает сказки? (Сказочник)
– Теперь, ребята, мы распределим роли.
– Все помнят, что зрители – это тоже участники представления?
Учитель распределяет роли и каждому герою одевает элемент костюма выбранного персонажа. Например: сказочнику – шляпу и шарф; мышке – ушки и хвостик; лягушке – маску и т. д.
– Каким голосом разговаривает мышка? (Писклявым)
– А медведь? (Громким, грубым)
– А лисичка? (Мягким, ласковым) И т. д.
– Итак, сказка начинается.
Дети (с помощью учителя) начинают инсценировать сказку, имитируя голоса животных. Сказку можно проинсценировать несколько раз, выбирая других исполнителей ролей животных.
VI. Итог урока
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок.
– Почему говорят, что сказка – ложь? (Потому что звери не живут в теремках и не разговаривают человеческим языком.)
– А какой “урок” преподнесла нам эта сказка, чему научила?
– В народе говорят: “Птица сильна крыльями, а человек – дружбой”; “Где труд – там и радость”.
Вот и вы цените дружбу, помогайте друг другу, не ленитесь – и тогда все у вас будет получаться, любая работа – спориться.